«АЭРОФЛОТ» СДАЛ ЛИШНИЕ РЕЙСЫ БЕЗ РИСКА

0
12

Его конкуренты вряд ли смогут на этом выиграть.

«Аэрофлот» отказался почти от четверти международных допусков, полученных в 2015 году после ухода с рынка «Трансаэро». Сама группа объясняет это желанием не превысить долю рынка в 50%. Доминирование «Аэрофлота» уже вызывало критику ФАС, еще в марте грозившей группе разнообразными санкциями. Но, как считают в отрасли, отказ компании от части допусков существенно ситуацию не изменит – в частности, потому, что у других авиакомпаний не хватит дальнемагистральных судов, чтобы создать конкуренцию лидеру рынка.

«Аэрофлот» решил отказаться от 13 из 56 международных допусков (23,2% от общего числа), полученных в октябре 2015 года после ухода с рынка «Трансаэро». Об этом гендиректор группы Виталий Савельев сообщил министру транспорта Максиму Соколову («Ъ» ознакомился с копией). В министерстве «Ъ» подтвердили получение письма.

В числе возвращаемых допусков направления из Москвы в Америку (по семь частот в неделю в Нью-Йорк и Майами и по пять – в Хьюстон и Торонто), Азию (семь частот в Сингапур, четыре – в Хошимин, три – в Гонконг), Европу (14 частот во Франкфурт, семь – в Мадрид, две – в Пальма-де-Мальорку) и Казахстан (по две частоты в Кокчетав и Уральск). Также «Аэрофлот» отдает две частоты из Петербурга в Лондон. Виталий Савельев мотивировал решение «в первую очередь заботой о сохранении конкуренции». Группа «подтверждает нежелание быть монополистом», пишет он, и будет стремиться к тому, чтобы «ее доля с учетом иностранных авиакомпаний не превышала 50%». По его мнению, «эффективная эксплуатация» этих маршрутов «поможет развиваться другим российским авиакомпаниям».

Осенью 2015 года «Аэрофлоту» на год с возможностью пролонгации отдали 56 направлений из Москвы из 156, имевшихся у «Трансаэро». Сам «Аэрофлот» получил 23 направления (в том числе в считающийся крайне прибыльным Казахстан), 33 маршрута отдали входящей в группу «России» (начнет летать по ним после передачи самолетов «Трансаэро», рассказал «Ъ» источник в группе). Еще 45 направлений отданы другим игрокам: например, «Уральским авиалиниям» (15 допусков), «ВИМ-Авиа» (девять), по восемь – «Северному ветру» и «Оренбургским авиалиниям» (входят в группу «Аэрофлот»), шесть – Red Wings, четыре – «ЮТэйр». Передачу «Аэрофлоту» большей части допусков Максим Соколов объяснял «компенсацией» за санацию «Трансаэро» и вывоз 2 млн пассажиров компании. По расчетам «Аэрофлота», срок окупаемости затрат – 17 млрд руб.– мог составить до шести лет при сохранении этих маршрутов.

Но это вызвало недовольство ФАС: в марте глава службы Игорь Артемьев заявлял, что доля «Аэрофлота» составила 50%. По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2015 году группа «Аэрофлот» занимала 43% рынка, по 12% – S7 и «Трансаэро», 8% – «ЮТэйр». В декабре доля группы «Аэрофлот» составила 53,2%, S7 – 14,8%, «ЮТэйр» – 6,8%. В «Аэрофлоте» считают долю с учетом иностранных перевозчиков: источник, близкий к совету директоров, пояснил «Ъ», что по итогам 2015 года доля группы – 36,7%. Глава ФАС обещал мониторить цены на билеты «Аэрофлота» и в случае роста ставить вопрос о «структурных реформах, то есть о продаже части самолетов, линий». Вчера в ФАС не комментировали ситуацию, заявив, что не знакомы с отказом «Аэрофлота».

В письме господина Савельева отмечается, что правление «Аэрофлота» учло «стратегию развития группы», «текущую и перспективную ситуацию на рынке международных перевозок». Сегмент стабильно падает: по данным Росавиации, в первом квартале объем всех перевозок сократился на 2,8%, до 16,5 млн человек, на международных линиях – на 22,5%, до 5,7 млн человек. В прошлом декабре доля «Аэрофлота» в сегменте увеличилась до 61%, у S7 – 11%, «Уральских авиалиний» – 6%.

В Минтрансе заявили, что с участием Росавиации проведут работу по отзыву допусков и на следующем заседании межведомственной комиссии распределят их между другими авиаперевозчиками, согласно поданным заявкам. В большинстве авиакомпаний «Ъ» не ответили. В S7 заметили, что рейсы по большинству направлений, с которых уходит «Аэрофлот», выполняются дальнемагистральными судами, тогда как у S7 из 64 самолетов таких только два, но и они на эти рейсы не встанут. В компании полагают, что отзыв «не изменит существенно расстановки сил в отрасли», «на наиболее привлекательных зарубежных направлениях «Аэрофлот» остается монополистом». Независимый эксперт Андрей Крамаренко считает действия «Аэрофлота» «реверансом» в сторону ФАС, реального интереса почти все эти частоты на фоне падения международных перевозок не представляют. «Практически все эти направления у перевозчика есть,– говорит он,– потенциала на увеличение частоты полетов не предвидится, а на дальнемагистральных направлениях просто не ожидается конкуренции».

http://www.mintrans.ru/