Конференция по борьбе с пиратством.

0
29

В Дубаи прошла очередная международная конференция  Контактной группы по проблемам пиратства в районе берегов Сомали (CGPCS). Участие в конференции принимал эксперт фонда «Транспортная безопасность» А.В. Лабасов (на снимке — второй справа).

CGPCS была создана в 2009 г. как новая форма сотрудничества государств и государственных объединений в борьбе с начавшим набирать силу пиратством в районе Африканского Рога у берегов Сомали. Под эгидой Контактной группы  (далее  — КГ)  за прошедший период было проведено много организационных и технических мероприятий с участием государственных и международных структур, военно-морских сил и  общественных организаций.

С учетом того, что за прошедший год не было ни одного захвата судов, и пиратская активность в районе Африканского Рога снизилась до минимума с 2010 г. , 17-е пленарное заседание КГ было призвано подвести определенные итоги и выработать решение по продолжению деятельности группы и ее управленческих структур.

 

 

awere

Поэтому пленарному заседанию предшествовали многочисленные заседания рабочих групп, которые рассматривали все возможные аспекты деятельности КГ, их результативность, и прогнозировали возможные последствия различных вариантов решений по поводу будущности КГ в зависимости от проведенной оценки имеющихся и предполагаемых  рисков международному судоходству.  Всего  было сформировано  4  рабочих группы.

Кроме всего прочего,  на основе документов рабочих групп  был подготовлен реферативный сборник, явившийся фактически докладом руководящих органов КГ о проделанной за период 2010-2014 г.г. работе многих,  вовлеченных в решение проблемы борьбы с пиратством,  международных структур и КГ как таковой.

На состоявшемся пленарном заседании представители государств в лице своих уполномоченных делегаций провели дискуссию, основной темой которой было дальнейшее взаимодействие  в рамках КГ, и масштаб деятельности с учетом рекомендаций рабочих групп. Несмотря на довольно значительные расхождения в мнениях дипломатов различных стран,  в конечном итоге возобладало мнение о продолжении существования и взаимодействия в существующих масштабах и  организационных структурах, созданных в процессе предыдущей работы КГ, до 2016 г. Это нашло свое отражение в финальном коммюнике, которое было полностью поддержано делегацией МИД РФ.

Коммюнике констатировало, что данные, подтверждающие  успех международных усилий по борьбе с сомалийскими пиратами, являются неопровержимыми. После критического пика пиратства в 2011 году число успешных атак за последние два с половиной года упало до нуля. Основные элементы, которые способствовали этому,  были:

— развертывание военно-морских сил для сдерживания и пресечения пиратства,

— повышение ситуационной осведомленности,

— реализация судоходной отраслью мер самозащиты, подробно изложенных в руководствах ИМО и лучших практик управления,

— создание региональных механизмов для задержания,передачи и обвиненияпиратов,

— задействование вооруженных сотрудников служб безопасности частных охранных компаний на борту гражданских судов.

Вместе с тем,  КГ по-прежнему обеспокоена, что без постоянной поддержки со стороны международного военно-морского присутствия и мер самозащиты, принятых судоходной отраслью, пиратство имеет реальный потенциал к новой активизации деятельности.

Особое беспокойство вызывает продолжающая существовать береговая инфраструктура пиратских  сообществ и не пресеченные до сих пор каналы их финансирования.

Особый пункт в коммюнике посвящен границам зоны повышенного риска (HRA),  которые некоторые участники заседания предлагали изменить. Особенно на этом настаивала делегация Индии. Тем не менее,  границы оставили пока в существующем виде, на чем настаивали представители морской индустрии,  а в конце марта 2015 г. постановили провести специальное заседание по этому вопросу.

Пленарное заседание закончило свою работу 28 октября, и на следующий день началась  конференция. В ней приняли участие не только правительственные делегации, которые были представлены на пленарном заседании КГ, но и  делегаты от различных отраслей морской индустрии. От России в форуме участвовали представители компании «Совкомфлот» А.А. Неменко и фонда «Транспортная безопасность» А.В. Лабасов. При этом Совкомфлот оказался единственным судовладельцем, представленным на конференции. В  первый день конференции были заслушаны доклады министра иностранных дел Сомали (SFG)  Dr. Abdirahman Duale Beyle и председателя правления компании DP World (спонсор конференции) Его Превосходительства  Sultan Ahmed bin Sulayem, а также выступления представителей ряда международных организаций.

После чего состоялось пленарное заседание, на котором в форме вольной дискуссии с модератором были заслушаны короткие выступления  участников.

Эти выступления и последующая дискуссия были посвящены урокам комп-лексной борьбы с пиратством в районе Африканского Рога и возможным рамкам будущей кооперации всех участников КГ в вопросах обеспечения безопасности морского судоходства. Основная идея, которая получила свое развитие в ходе дискуссии, – это распространение полученного опыта международного сотрудничества  и способов борьбы с пиратством на другие регионы планеты, где это бедствие набирает силу: Гвинейский залив и Юго-Восточная Азия.  В этих районах в среднем происходит один инцидент в сутки. Как правило, это захват заложников с целью выкупа и/или грабеж экипажа и груза судна.  Несмотря на то, что местные власти заверяют о своей способности справиться с пиратством собственными силами, и просят для этого только финансовую помощь, совершенно очевидно, что без организации международного взаимодействия с учетом уроков и опыта КГ никаких изменений в лучшую сторону не предвидится.

На второй день дискуссия продолжилась.

Наибольший интерес представляли темы, которые были подняты представителями морской индустрии, а также связанных с ней смежных отраслей. Выступления были посвящены  вопросам государственно-частного партнерства в борьбе с пиратством, роли и месту частных охранных компаний в предотвращении нападений и захватов судов пиратами, роли и месту ИМО в укреплении морской безопасности у берегов Африки, вопросам пиратства у берегов Сомали в свете уроков КГ, а также практике поведения страховых компаний.

Последняя тема особенно интересна, поскольку ни  одного представителя страхового бизнеса и/или клубов  P&I на конференции не присутствовало. Хотя опосредовано страховщики были представлены главой ассоциации частных охранных компаний (SAMI — Security Association of Marine Industry) г-ном Peter Cook.  Ассоциация SAMI, будучи саморегулируемой организацией, признанной ИМО, поддерживает с лондонской  LMA тесные контакты, поскольку 65% членов этой ассоциации являются английскими компаниями. Эти охранные компании в свою очередь, как правило, аффилированы с крупнейшими страховщиками, специализирующимися на страховании морских, а теперь и пиратских рисков, вплоть до выкупа людей и судов. Помимо всего прочего у страховщиков свой взгляд на риски и т.н. районы повышенного риска, которые как правило не совсем совпадают с мнением дипломатов, в чем можно убедиться на примере документа JWC LMA,  касающегося границ  районов повышенного риска (HRA).

Тема заслуживает особого внимания, ибо поведение страховщиков напрямую влияет на расходную часть бюджета судовладельцев, а страховщики ничего не теряют: что сэкономит судовладелец на страховке, то он потеряет на найме вооруженной или нет охраны,  которую по рекомендации страховщиков предоставляют компании, как правило, аффилированные с теми же страховщиками.

Вторая  интересная тема – частно-государственное партнерство, или другими словами, использование частных охранных компаний в борьбе с пиратами. Данная отрасль морской индустрии родилась, развилась и была узаконена как ИМО, так и другими институтами, в т.ч. под эгидой ООН: ICoCA, INTERTANKO, BIMCO, ICoS, Администрациями большинства флагов (кроме России), классификационными обществами и т.д. за очень короткий период времени.  При этом ГЧП показало свою исключительную эффективность даже по сравнению с ВМФ стран КГ. При этом необходимо помнить, что это не только инструмент получения прибыли для самих компаний, но и, при должном законодательном и организационном оформлении, инструмент защиты и продвижения государственных интересов. По мнению российских участников, отставание нашей страны здесь должно быть ликвидировано быстро и эффективно как на законодательном, так и организационном уровне. Тем более, что вся правовая база уже прописана в соответствующих циркулярах MSC IMO и аналогичных государственных актах наших западных «партнеров».

Итоговые документы конференции  подчеркивают необходимость сохранения не только Контактной группы, как таковой, но и всех тех институтов, структур и вариантов тесного сотрудничества, которые были созданы в рамках этого международного проекта, актуальность которого отнюдь не уменьшилась  по причине отсутствия захватов судов в районе Африканского Рога. Более того, этот опыт требует своего распространения и применения на другие регионы Мирового Океана. Вместе с тем обращается внимание на все еще не решенные вопросы, связанные с правоприменительной практикой по отношению привлечения к ответственности захваченных даже с поличным членов пиратских банд, а также преследования главарей этих банд,  где бы они ни находились. Как оказалось на практике, международное законодательно не готово «вешать пиратов на реях», а с учетом декларации прав человека, они (пираты) имеют право на суд, скорый и справедливый. И вот здесь международное сообщество столкнулось с правовым вакуумом. Этот вакуум еще только предстоит наполнить соответствующими международными соглашениями, касающимися правоприменительной  юрисдикции, по которой будут преследоваться «бравые морские разбойники».

Из выступления представителя ИМО и общего настроя участников конференции можно сделать выводы, что помимо большой работы, которую ИМО проделало в части регламентации норм и стандартов  вооруженной и невооруженной охраны судов, большое внимание в международном морском сообществе уделяется выполнению требований безопасности на национальном уровне. ИМО предусматривает посылку  тщательно отобранных экспертов в ряд стран, которые запросили долгосрочную помощь в развитии их морских стратегий. Такие специалисты будут иметь возможность поддерживать тесный, конфиденциальный диалог с национальными чиновниками, смогут установить потребности в помощи и помочь создать механизмы сотрудничества, как и на региональном, так и на национальном уровнях.

На основании рекомендаций этих специалистов и по просьбе стран-участниц ИМО будет предлагать специально техническую экспертизу безопасности, как  для  судов, так  и портовых средств,  ситуационной осведомленности, согласованного управления морской безопасностью. Предполагается совершенствование обмена информацией, укрепление взаимной поддержки, развитие планирования на случай чрезвычайных ситуаций, а также проведение совместных операций и действий с опорой на существующую инфраструктуру и разработанные надлежащим образом процедуры.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.