НА ВСЕХ МАГИСТРАЛЯХ РОССИИ

0
10

Интервью с начальником Главного управления на транспорте МВД России генерал-лейтенантом полиции Дмитрием Владимировичем Шаробаровым

tb1

 

— Дмитрий Владимирович, начало года и профессиональный праздник – день создания органов внутренних дел на транспорте, который отмечается 18 февраля, хороший повод подвести итоги и наметить важные задачи на предстоящий период перед многотысячным коллективом полиции на транспорте.

 

— В 2014 году подразделения полиции на железнодорожном, воздушном и водном транспорте выполнили большой объем оперативно-служебных задач. В результате удалось снизить уровень преступности на объектах транспорта и достичь положительной динамики по различным направлениям работы. Отмечу некоторые их них.

При снижении числа умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, изнасилований, разбоев и грабежей, активнее выявлялись преступления тяжких и особо тяжких составов, на 21 процент больше привлечено к уголовной ответственности лиц, совершивших эти преступные деяния.

Есть результаты в противодействии преступлениям в сфере экономики транспорта, незаконного оборота наркотиков (ОВДТ изъято 1,1 тонны различного вида зелья), организованной преступности (на 41 процент больше выявлено преступлений, совершенных ОПГ).

Пристальное внимание, уделяемое главком и ОВДТ противодействию кражам, которые составляют треть всех преступлений на транспорте, позволяет постепенно сокращать эти преступные посягательства, повышать их раскрываемость. Это, в том числе, и результат контроля, установленного главным управлением, за разрешением материалов по кражам личного имущества и багажа авиапассажиров, исключением фактов необоснованной пересылки таких материалов из одного подразделения в другое. Это стимулирует сотрудников на повышение эффективности раскрытия краж, выявления похитителей и в результате приводит к снижению указанного вида преступлений.

Приведенные мною и другие положительные показатели – это результат скоординированной, целенаправленной работы всех уровней транспортной полиции – от Главного управления на транспорте МВД России до линейного пункта полиции.

Прошедший год для органов внутренних дел на транспорте запомнится и другими важными мероприятиями, связанными с проведением в России зимних XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр. ОВДТ успешно обеспечили безопасность большого количества перемещавшихся на спортивные мероприятия граждан. В Сочи была апробирована процедура досмотра пассажиров электропоездов. Этот опыт мы используем сейчас при подготовке нормативной базы по вопросам транспортной безопасности.

В 2014 году история деятельности транспортной полиции пополнилась и другой важной страницей – было реализовано поручение руководства МВД России по созданию в Крымском федеральном округе полноценного подразделения полиции, способного обеспечить правопорядок на объектах транспорта полуострова.

В ходе создания Симферопольского линейного отдела МВД России на транспорте главку удалось добиться выделения дополнительной штатной численности для усиления этого подразделения, оказывалась различная помощь в становлении линотдела. Наиболее опытные сотрудники ГУТ МВД России, Управлений на транспорте МВД России по федеральным округам провели обучение и  помогли руководству и личному составу линотдела в оперативно-служебной деятельности, решении различных задач.

В том числе решались вопросы материально-технического оснащения нового подразделения, влившегося в коллектив российской транспортной полиции. Поставлялась оргтехника, средства связи, вооружения, спецтехника позволяющая выявлять правонарушения на объектах транспорта и обеспечить безопасности пассажиров. Руководство МВД России пошло нам навстречу и выделило 45 автомобилей. Проработали вопрос о перераспределении отделу нового полицейского катера.

И уже в мае-июне прошлого года силами этого подразделения и приданных сил из других УТ МВД России на транспорте и ЛУ МВД России на транспорте обеспечивалась безопасность на переправе «порт Кавказ – порт Крым». Вместе с работниками транспорта был организован досмотр, на переправе несли службу кинологи транспортной полиции. Несмотря на объективные проблемы (значительные очереди перед переправой), это первое испытание для крымской транспортной полиции было успешно пройдено.

Симферопольский линейный отдел МВД России на транспорте создан и функционирует, оснащен техникой, личный состав прошел обучение и сегодня мы уже смотрим вперед – готовимся к новому курортному сезону.

 

Какие, на Ваш взгляд, задачи в сфере правопорядка на транспорте остаются первоочередными?

 

— Состояние социально-экономического развития в стране, процессы в транспортной отрасли непосредственно влияют и на работу транспортной полиции. Сегодня на передний план борьбы наряду с преступлениями против здоровья, жизни граждан, имущественного характера, вышли и другие правонарушения, связанные с безопасностью и экономическими процессами в транспортной отрасли.

Среди них действия злоумышленников, ставящие под угрозу безопасное  функционирование объектов транспорта. В рамках этой работы главком и территориальными органами МВД России на транспорте реализовывается комплекс мероприятий по выявлению и документированию преступлений, связанных с организацией поставок контрафактных и некондиционных запасных частей воздушных, водных судов и подвижного состава железнодорожного транспорта.

В прошедшем году проводились совместные с  Ространснадзором комплексные целевые мероприятия по выявлению и пресечению фактов использования неаутентичных запасных частей, которые могут быть причиной аварийных ситуаций, сходов и крушений подвижного состава.

В качестве примера такой работы можно привести уголовное дело, возбужденное по ч. 4 ст. 159 УК РФ в отношении граждан, которые организовали поставку в адрес ОАО «Ярославский Вагоноремонтный завод Ремпутьмаш» крупной партии контрафактных автосцепок на общую сумму 90 млн рублей по поддельным документам.

К этому направлению оперативно-служебной деятельности отношу и профилактическую работу по выявлению нарушений в сфере учебной подготовки летного состава.

Поясню на характерном примере: УТ МВД России по Северо-Западному федеральному округу был выявлен факт получения в качестве коммерческого подкупа денежных средств в размере 150 тыс. рублей генеральным директором ООО «Авиационный учебный центр авиации общего назначения «Крылья Невы» за незаконное оформление и выдачу документов, подтверждающих квалификацию пилота коммерческой авиации и якобы прохождение курсов обучения по программе переподготовки экипажа воздушного судна.

Думаю, не надо объяснять какой трагедией могут обернуться неумелые действия «прошедших обучение» пилотов, имеющих поддельные квалификационные документы.

Другим приоритетным направлением для транспортной полиции является реализация поручений Президента и Правительства Российской Федерации, связанных с противодействием хищению бюджетных денежных средств, в том числе выделяемых на развитие транспортной инфраструктуры.

Непосредственно оперативниками ГУТ МВД России в прошлом году выявлено хищение 120 млн рублей, выделенных из федерального бюджета Российской Федерации на проведение работ по проекту инвестиционной программы «Малое кольцо Московской железной дороги», 283 млн бюджетных рублей, выделенных на реконструкцию аэропортового комплекса г. Казани в ходе освоения Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России». Изобличены должностные лица, похитившие 300 млн рублей при выполнении проектных работ по госконтракту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции объектов инфраструктуры канала имени Москвы».

По всем фактам возбуждены уголовные дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ.

 

— А появилось нечто новое в преступности на транспорте, с чем раньше сталкиваться не приходилось?

 

— Да, есть и такие преступления.

Кажется, совсем недавно внедрены электронные проездные билеты, но уже раскрываем преступления, совершенные хакерами, которые не замедлили неправомерно воспользоваться базой данных агентств по продаже железнодорожных и авиабилетов.

Расскажу подробнее. В прошлом году в шести управлениях на транспорте был возбужден целый ряд уголовных дел по фактам хищения денежных средств с использованием компьютерных технологий при покупке проездных билетов.

Схема преступлений сводилась к следующему: после определенных манипуляций компьютер агентства с билетной базой попадал под контроль мошенников, которые оформляли железнодорожные и авиабилеты на подставных пассажиров (граждан, согласившихся участвовать в преступной схеме). Те, в свою очередь, осуществляли возврат электронных билетов в кассы железнодорожных вокзалов и авиакассы. Денежные средства распределялись между участниками преступной группы, которая в общей сумме нанесла ущерб свыше 35 млн рублей.

Сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции подразделений транспортной полиции, проведя комплекс оперативно-розыскных и следственных мероприятий, выявили организаторов и участников этих преступлений.

Все вышеуказанные мероприятия будут осуществляться и в 2015 году. Но круг реализуемых задач, конечно же, гораздо шире.

 

— Какие еще вопросы находятся на непосредственном контроле начальника Главного управления на транспорте?

 

— В рамках публикации обо всем не расскажешь, но выделю некоторые главные из них.

В настоящее время МВД России в рамках межведомственной рабочей группы под эгидой Минтранса России принимает участие в подготовке и рассмотрении проектов нормативных правовых актов, направленных на реализацию норм Федерального закона от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

Очень важная и объемная задача. МВД России является соисполнителем по 26 указанным проектам актов. В настоящее время ГУТ МВД России, например, продолжает участвовать в разработке таких серьезнейших документов как проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, включающего Перечень отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности и порядок привлечения аттестующих организаций в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», проекты постановлений Правительства Российской Федерации, утверждающие Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта.

В 2015 году главку во взаимодействии с другими подразделениями министерства предстоит разработать проект приказа МВД России «Об утверждении Порядка вынесения органом внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности».

Продолжаем участвовать в разработке проекта приказа Минтранса России «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».

Работа эта, к сожалению, несколько затягивается, есть разногласия с Минтрансом, но все конструктивно решается и в 2015 году подразделения транспортной безопасности будут работать на объектах транспорта.

Для ОВДТ – это большой плюс. Задача полиции в рамках взаимодействия с этими подразделениями –  обеспечить эффективное реагирование на каждый факт выявления попыток проноса запрещенных веществ, оружия, предметов, а также несанкционированного прохода граждан в зону транспортной безопасности объекта транспорта.

Другая проблема, требующая анализа и контроля, – это оснащение ОВДТ и эффективное использование технических средств.

Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, реализованная в 2010-2013 годы, позволила значительно повысить уровень материально-технической оснащенности транспортной полиции, в первую очередь, специальными техническими средствами. Сейчас на вооружении ОВДТ находится свыше 17 тыс. единиц спецтехники различного вида, позволяющей выявлять правонарушения и преступников.

Достаточно высок и уровень оснащения плавсредствами,  автотранспортом (более 70 процентов). И задачу управлений на транспорте вижу в сохранении и эффективном использовании того, что имеется. Тем более, эта задача актуальна в сложных экономических условиях, в которых оказалась в настоящее время наша страна.

В зоне моего постоянного и пристального внимания находится все, что связано с кадровой работой, меры, принимаемые руководством УТ МВД России по ФО, ЛУ-ЛО МВД России на транспорте по укреплению дисциплины и законности в деятельности личного состава подразделений транспортной полиции.

Несмотря на положительную динамику в сфере служебной дисциплины, в 2014 году не обошлось без ЧП, совершенных с участием сотрудников ОВДТ.

Анализируя эти проступки, отмечаю, что большая их часть допускается в линейных подразделениях, наиболее удаленных от головных органов. Такая «самостоятельность», вызванная ослаблением контроля, и есть одна из основных причин чрезвычайных происшествий. Поэтому начальникам управлений на транспорте ставлю задачу усилить контроль за значительно удаленными линподразделениями.

Социологический опрос пассажиров и работников транспорта, проведенный в 2014 году независимой социологической организацией, показывает в целом положительную динамику деятельности органов внутренних дел по обеспечению их личной безопасности на объектах транспорта.

Однако респонденты отмечали в некоторых случаях халатное отношение сотрудников к своим обязанностям, грубое поведение. Это информация к серьезному осмыслению и выработке мер, направленных на корректировку взаимоотношения сотрудников транспортной полиции с пассажирами и работниками транспорта.

И это тоже наши перспективные задачи, которые требуется решать  руководителям разных уровней, начиная с начальника главка.

А сегодня хочу поздравить сотрудников транспортной полиции, от генералов до рядовых, несущих нелегкую службу на транспортных магистралях во всех регионах нашей большой страны, с профессиональным праздником – днем создания органов внутренних дел на транспорте. Высказать благодарность за их ответственный труд, неравнодушное отношение к службе и пожелать дальнейших успехов в деле поддержания правопорядка на объектах транспорта.

 

 

Беседу вела Елена Коломейцева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.