ОСОБЫЙ ПЕРИОД

0
15

С началом  курортного сезона нагрузка на подразделения

транспортной полиции традиционно возрастает.

О задачах транспортных полицейских в этот сложный период в своем интервью рассказал начальник Главного управления на транспорте МВД России генерал-лейтенант полиции Дмитрий ШАРОБАРОВ. Особо затронуты вопросы транспортной безопасности и предупреждения актов незаконного вмешательства

— Дмитрий Владимирович, какие  задачи стоят перед транспортной полицией в летний период?

— Во время курортного сезона значительно увеличивается  пассажиропоток на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Люди  стремятся на отдых к морю, в различные здравницы, туристические поездки по стране. Много граждан выезжает на зарубежные курорты.

Кроме этого в летний период в массовом порядке в нашу страну прибывают на заработки иностранные граждане, что также отражается на состоянии  оперативной обстановки на объектах транспорта.

Вместе с перемещением пассажиров активизируются и преступники, учащаются кражи, мошенничества,  другие преступления.

В этот период повышенное значение приобретает обеспечение безопасности пассажирских перевозок и правопорядка на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Усилия органов внутренних дел на транспорте направлены на то, что бы пассажиры спокойно, со всем своим имуществом доехали до пункта назначения, чтобы их отдых ничем не омрачился.

В рамках оперативно-профилактической операции МВД России «Курорт» транспортной полицией решается комплекс задач. Как я уже отметил, в первую очередь, необходимо обеспечить личную и имущественную безопасность граждан,  антитеррористическую защищенность объектов транспорта. Большой упор делается на профилактику и предупреждение правонарушений, контроль за  детскими перевозками.

Не могу не отметить, что большой круг задач транспортной полицией в летний период традиционно решается согласованными действиями со  службами транспорта, особенно, железнодорожными организациями. Это значительно повышает эффективность общего дела.

На объектах воздушного транспорта сотрудники ОВДТ совместно с работниками служб авиационной безопасности участвуют в досмотровых мероприятиях, отрабатывая многомиллионные пассажиропотоки. Это позволяет предотвратить пронос запрещенных предметов и веществ на борт самолета. В текущем году выявлено уже две попытки пронести на воздушное судно взрывчатые вещества, в прошлом году при досмотре изъято два с четвертью килограмма таких веществ. Кроме предполетного и послеполетного досмотра продолжает осуществляться досмотр на входных зонах всех аэропортов.

На железнодорожном транспорте сотрудники ОВДТ сопровождают поезда, что позволяет профилактировать правонарушения, раскрывать преступления «по горячим следам». В пригородном сообщении больше внимания уделяется электричкам, следующим в вечернее и ночное время. В сравнении с прошлым годом в сопровожденных поездах на 12,4% снизилось общее количество совершенных преступлений.

Посадочные группы на вокзалах и станциях по прибытию поезда дальнего следования выявляют потенциальных правонарушителей и преступления, обеспечивают общественный порядок при большом скоплении народа. К обследованиям объектов транспорта постоянно привлекаются специалисты-кинологи со служебно-разыскными собаками.

 

— В поле внимания органов внутренних дел на транспорте и безопасность пассажирских перевозок на водном транспорте. Какая работа проводится в этой сфере?

— С открытием навигации на воде организованы и проводятся мероприятия, направленные на исполнение требований законодательства, регламентирующего обеспечение безопасности на речном транспорте и на объектах транспортной инфраструктуры в бассейнах рек.

Например, выявляются случаи, когда судоводители в целях наживы организуют перевозку пассажиров без лицензии на этот вид деятельности. Как правило, требования безопасности для пассажиров при этом не соблюдаются. Только в мае текущего года в УТ МВД России по Северо-Западному федеральному округу возбуждено 4 уголовных дела по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ).

Другими преступлениями, оказывающими влияние на состояние безопасности на воде, являются злоупотребления должностными полномочиями и факты служебного подлога, такие как, например, прохождение фиктивных ремонтов и технического обслуживания судов, незаконная выдача удостоверений на право управления маломерными судами и подобные.

Примерами пресечения таких преступлений могут служить 2 уголовных дела, возбужденные по ст. 292 УК РФ (служебный подлог) в отношении должностного лица Верхне-Волжского филиала Российского Речного Регистра, который при осуществлении освидетельствований теплоходов за вознаграждение вносил в официальные документы заведомо ложные сведения.

В Москве возбуждено уголовное дело по ст. 290 УК РФ (получение взятки) в отношении трех государственных инспекторов ГИМС, которые, вступив в преступный сговор, получали взятки за выдачу удостоверений на право управления маломерным судном без обучения и сдачи экзаменов, а также прохождение технического осмотра без предоставления водного судна.

 

— Дмитрий Владимирович, расскажите о контроле за безопасностью детских перевозок?

Действительно, рассказ об особенностях работы транспортной полиции в период курортного сезона не будет полным, если не остановиться на детских организованных перевозках. Подготовка к обеспечению их безопасности начинается задолго до начала лета. Готовятся управленческие документы, решаются организационные вопросы, отрабатываются алгоритмы взаимодействия со всеми задействованными структурами.

Традиционно подразделения транспортной полиции по всей стране принимают участие в обеспечении правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения в школах «Последних звонков». В этом году в 22-х городах России для более чем 12 тыс. выпускников школ проводились  катания и экскурсии на речных теплоходах. Обеспечивали безопасность этих мероприятий и сопровождали теплоходы свыше 3 тыс. сотрудников транспортной полиции. Такая же работа проводится и в период выпускных вечеров.

В 2012 году в период курортного сезона обеспечен безопасный проезд железнодорожным транспортом более 650 тыс. детей, сопровождено более 6 тыс. поездов. Авиатранспортом перевезено 25 тыс. несовершеннолетних.

Проведение полицией на транспорте профилактических мероприятий обеспечило спокойный и комфортный проезд маленьких пассажиров, чрезвычайных происшествий с ними не допущено. В этом году проводятся такие же мероприятия.

В текущем году с 1 июня установлен порядок ежесуточного учета убытия, прибытия и следования организованных групп детей в курортные зоны Краснодарского, Ставропольского и Приморского краев.

Обеспечивается сопровождение организованных групп детей эстафетно по всему маршруту следования. В случае, если едет группа несовершеннолетних численностью более 450 человек, организовывается обязательное сквозное сопровождение.

На этом работа с детьми не кончается. Выявляем безнадзорных подростков (так называемых «бегунков»), которые в теплый период времени стихийно пытаются проехать железнодорожным транспортом в южном направлении. За курортный сезон таких деток выявляется порядка 1 тысячи.

Проводим профилактическую работу по предупреждению детского травматизма. Нашей особой тревогой являются так называемые «экстремалы», которые катаются на крышах вагонов, вагонных сцепках. Это крайне опасное увлечение, как известно, называется «зацепинг» или «руфрайдинг». Наибольшее распространение оно получило на Московской железной дороге.

Такое «геройство» может стоить здоровья или самой жизни. Дети часто травмируются, получают тяжелейшие поражения электротоком. В 2012 году около 3 десятков подростков получили травмы в результате езды на крышах, вагонных сцепках и хождения по рельсам.

Транспортной полицией проводится мониторинг социальных сетей в Интернете с целью выявления запланированных групповых акций «экстремалов». Например, в прошлом году сотрудникам таким образом удалось предотвратить две массовые акции «зацеперов» в Москве и Санкт-Петербурге.

Приносят свой положительный результат оперативно-профилактические операции, которые органы внутренних дел на транспорте проводят совместно с территориальными ОВД, представителями железнодорожных организаций, социальных служб. Среди них операции «Безнадзорные дети», «Беглец», «Вокзал», «Дети улиц», «Бродяга», «Графист». Они  нацелены на профилактику транспортных правонарушений и травмирования подростков на объектах транспорта.

 

— Какие виды преступлений наиболее распространены в курортный сезон?

— В преддверии курортного сезона 2013 года в целом ситуация на объектах транспорта оставалась стабильной. По итогам работы за 5 месяцев наблюдалось количество снижение зарегистрированных преступлений (-10%), в том числе тяжких и особо тяжких (-12,7%).

Если говорить о наиболее распространенном виде преступлений, от которых страдают пассажиры, то им по-прежнему, остаются кражи личного имущества в поездах. Несмотря на сокращение по сравнению с прошлым годом числа поездных краж, их совершается еще значительное количество. Проводя анализ этих преступлений, мы видим, что большая часть из них происходит путем свободного доступа. Проще говоря, злоумышленник, перемещаясь по вагонам, прихватывает с собой те вещи, которые хозяева оставляют без внимания и которые лежат в доступных местах (на полках, столиках).

Особенно распространены кражи мобильных телефонов. Как ни предупреждают пассажиров полицейские или проводники, все равно находятся беззаботные пассажиры, которые провоцируют такие кражи. Бесконтрольно оставляют свои телефоны и отлучаются, или ставят их на зарядку в тамбуре и оставляют без присмотра. Бери и уходи, никто не увидит.

Денежные средства также один из наиболее частых предметов преступного посягательства в пассажирской сфере.

В летний период активизируется преступная деятельность воров-гастролеров и картежников. Об этом свидетельствует недавно произошедший случай: в ночь на 10 мая в пассажирском поезде № 82 «Белгород – Санкт-Петербург» на перегоне около Твери в вагоне «СВ» неизвестные лица совершили 5 краж вещей у пассажиров и покинули поезд, сорвав стоп-кран.

Уголовный розыск транспортной полиции ставит заслон данной категории преступников.

Другой проблемой, на первый взгляд и не столь актуальной, как уголовные преступления, для нас является несанкционированная торговля различными продуктами питания кустарного производства. Чего только к железной дороге не несут: копченую и вяленную рыбу, еду домашнего приготовления, фрукты, ягоды, пиво и многое другое. Чтобы пресечь торговлю с рук, проводим целенаправленные рейды, разъясняем пассажирам, какими чрезвычайными последствиями в пути может обернуться отравление недоброкачественными продуктами.

Чтобы предупредить граждан о тех криминальных ситуациях, в которые они могут попасть, а также напомнить гражданам о личной бдительности и безопасном поведении на объектах транспорта проводим социальные акции, разрабатываем памятки, которые направляем в транспортные организации для использования в качестве наглядной информации, своими силами распространяем среди пассажиров.

Зачастую, в пути люди теряются, не знают, что им делать.  Поэтому  наша задача довести до пассажиров информацию как действовать, чтобы помощь  транспортной полиции пришла быстро и преступник не ушел от наказания, как обращаться с возможными уликами. Распространяем контактную информацию подразделений транспортной полиции. Это не только помогает пассажирам чувствовать себя увереннее, но и полицейским — оперативно раскрывать преступления.

 

— Помимо практической деятельности, что предпринимается Главным управлением на транспорте МВД России для повышения уровня обеспечения безопасности на транспорте?

— Если кратко отвечать на этот вопрос, то, в первую очередь, хочу остановиться на той работе, в которой участвует Главное управление на транспорте МВД России и направленной на совершенствование законодательной базы в сфере безопасности на транспорте, укрепление материально-технического потенциала транспортной полиции.

Главк принял участие в разработке законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности», который в мае внесен на рассмотрение Государственной Думы. В случае принятия этого закона будут создаваться подразделения транспортной безопасности, а  процедура досмотра будет проводиться не только на объектах воздушного транспорта, но и на железнодорожном, водном транспорте, метрополитене.

Главк координирует реализацию в МВД России Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной  распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г.  №1285-р, в рамках которой для транспортной полиции закупаются технические средства, предназначенные для обеспечения общественной безопасности, антитеррористической устойчивости объектов транспорта, пресечения незаконного оборота наркотиков и оружия, использования на досмотре.

Надо отметить, что сейчас перед нами стоит задача не только внедрить в повседневную деятельность транспортной полиции современную технику и научить сотрудников на ней работать. В условиях массовых пассажиропотоков, особенно в Московском регионе, требуется использовать такую технику, которая не создавала бы пассажирам неудобства, обладала высокой пропускной способностью и результативностью.

Большая протяженность водных путей (например, зона оперативного обслуживания УТ МВД России по Центральному  ФО имеет общую протяженность судоходной части рек более 2 тыс. км) диктует необходимость иметь специализированные плавсредства. Поэтому главком принимаются целенаправленные меры по обновлению в подразделениях водной полиции парка служебных катеров. В прошлом году было закуплено 60 новых единиц,  отвечающих задачам деятельности полиции.

Например, по заказу Главного управления на транспорте был разработан и изготовлен специальный многоцелевой полицейский патрульно-спасательный катер «Альянс 8,5» с современными средствами навигации и связи. Представители главка, приняв непосредственное участие в проектировании судна, исходили из конкретных задач и потребностей подразделений водной  полиции, которым предстоит на нем работать в период навигации.

 

— Возвращаясь в курортному сезону, оцените на какие подразделения транспортной полиции значительно влияет увеличение пассажиропотока в  летний период?

Как и в предыдущие годы, основная нагрузка придется на сотрудников УТ МВД России по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам. В зоне их обслуживания на постах и маршрутах в среднем ежесуточно будут задействоваться 415 сотрудников ППС и до 140 полицейских на сопровождение пассажирских и пригородных поездов.

Значительная роль в обеспечении правопорядка и безопасности пассажиров отводится и УТ МВД России по Центральному федеральному округу. На период летнего сезона на участке его оперативного обслуживания ежесуточно будет курсировать до 100 пар пассажирских поездов южного направления и порядка 50 авиарейсов. На объектах транспорта в Центральном федеральном округе будет задействовано около 1,3 тыс. сотрудников ОВДТ.

Кроме того, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, охраны общественного порядка в период курортного сезона будет задействовано 532 кинолога, из них только в Северо-Кавказском федеральном округе – 86, Южном федеральном округе – 56.

Мною поставлены задачи начальникам УТ МВД России по ФО, Восточно-Сибирского и Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте по обеспечению безопасности, профилактике правонарушений на транспорте в период курортного сезона. Среди дополнительных мер: усиление плотности нарядов полиции на вокзалах и станциях, регулярное профилактическое  информирование пассажиров, пресечение правонарушений в сфере организации питания в вагонах-ресторанах пассажирских поездов, организация «коридоров безопасности» для прохода организованных групп детей через вокзальные комплексы, меры по антитеррористической защищенности.

Принимаемые полицией на транспорте меры позволят этим летом обеспечить правопорядок на объектах транспорта.

 

Беседу вела Елена Коломейцева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.