Поправки диктует практика

0
8

    Департаментом транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта РФ на рассмотрение Госдумы внесен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности».

    О сути предлагаемых поправок рассказывает заместитель директора департамента Владимир Морозов.

Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» (далее – проект федерального закона) разработан в целях гармонизации законодательства в указанной сфере, единообразного подхода в толковании статей Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и совершенствования законодательства Российской Федерации, направленного на предотвращение людских и материальных потерь на транспорте.

Предлагаемые поправки основаны на опыте практического применения норм соответствующих законодательных актов с момента их утверждения и вступления в силу.

 

Очень важно привести к единому толкованию ключевые понятия, которые содержатся в нормативных правовых актах в области обеспечения транспортной безопасности с положениями Федеральных законов от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, например, предлагается внести изменения в Федеральный закон «О транспортной безопасности», чтобы понятийный аппарат вышеуказанных федеральных законов единообразно определял понятие «субъект транспортной инфраструктуры».

В действующей редакции закона «О транспортной безопасности» определение «субъект транспортной инфраструктуры» толкуется как юридическое и физическое лицо, являющееся собственником объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства или использующее их на ином законном основании, то есть субъектом транспортной инфраструктуры может быть юридическое или физическое лицо, являющееся одновременно собственником объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства, а юридическое или физическое лицо, являющееся собственником только объекта транспортной инфраструктуры или только транспортного средства, таковым не является, что расходится с требованиями настоящего Федерального закона.

Для уточнения и единого толкования определения субъекта транспортной инфраструктуры необходимо в определении субъекта транспортной инфраструктуры после слов «субъекта транспортной инфраструктуры» предлог «и» заменить на «и/или», далее по тексту.

Одновременно, под физическим лицом, являющимся собственником объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства или использующим их на ином законном основании, понимается «индивидуальный предприниматель» — физическое лицо (гражданин), зарегистрированное (зарегистрированный) установленным порядком и занимающееся (занимающийся) предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в понятиях статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

Проектом федерального закона вводится еще одно базовое понятие: «силы обеспечения транспортной безопасности».

Необходимость законодательного закрепления и раскрытия указанного понятия обусловлена вводимой нормой обязательности обучения сил обеспечения транспортной безопасности, предусмотренной пунктом 6 статьи 1 проекта федерального закона.

Представленная в проекте новация «силы обеспечения транспортной безопасности» в полной мере соответствует и раскрывает данное понятие, которое также используется в Требованиях по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств различных видов транспорта, изданных Минтрансом России по согласованию с ФСБ России и МВД России и зарегистрированных Минюстом России.

Законопроектом вводится понятийный аппарат, определяющий круг лиц, относящихся к силам обеспечения транспортной безопасности, в том числе ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, а так же персонал специализированных подразделений, которые должны быть качественно подготовлены для выполнения установленных требований.

Одновременно, положениями Требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств различных видов транспорта определено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан, в том числе:

1. Назначить лиц ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на объекте транспортной инфраструктуры и на транспортном средстве, (которые в соответствии со статьей 11.15.1. КоАП РФ и ст. 263.1 УК РФ несут административную и уголовную ответственность).

2. Определить номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства.

В соответствии со статьей 5 Закона результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа, однако законодательством Российской Федерации не определен порядок ограничения доступа к ней, таким образом, внесением дополнения в статью 5 Закона предлагается законодательно закрепить порядок ограничения доступа к указанным сведениям.

 

Статьей 10 Закона определены ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности и не учитывается механизм ограничений для лиц, уже осуществляющих работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности в транспортном комплексе, не учитывается механизм ограничений для лиц, которые являются действующим персоналом и будут назначаться на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности.

Следовательно, на вышеуказанных лиц не будут распространяться ограничения согласно действующей редакции Закона.

Вносимые изменения в статью 10 направлены на усиление ограничений, на осуществление работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а так же распространение данной нормы не только на лиц принимаемых, но и на лиц, которые уже осуществляют работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, а также на действующий персонал назначаемый на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности.

Кроме того, вносимые изменения в пункт 1 части 1 статьи 10 не допускают на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, лиц, состоящих в террористических организациях, и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами, перечень которых составляется международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами, признанными в Российской Федерации.

Данный пункт разработан с учетом норм статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Так же проектом федерального закона предлагается установить, что установление сведений в отношении лиц, принимаемых на работу или осуществляющих работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Внесение изменений в статью 11 Закона обусловлено необходимостью формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах не только при осуществлении видов перевозок установленных частью 2 статьи 11 Закона, но и перевозок отдельными видами транспорта между двумя и более субъектами Российской Федерации.

Вносимые изменения позволят решить вопрос более полного информационного обеспечения транспортной безопасности по маршрутам перевозок, как между каждым субъектом Российской Федерации, так и по всей территории Российской Федерации, и направлены в первую очередь на совершенствование предупреждения от актов незаконного вмешательства террористического характера в деятельность транспортного комплекса.

Кроме того, вносимые изменения позволяют распространить нормы, установленные статьей 11 Закона, на перевозки транспортными средствами, предоставленными на основании договора фрахтования (чартера), что действующей редакцией не учитывается.

 

Установление обязательности обучения сил обеспечения транспортной безопасности обусловлено необходимостью специальной, качественной подготовки лиц и организаций участвующих, и отвечающих за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Данное требование предусмотрено решениями совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 03 февраля 2012 г. № Пр-352 (абзац 6 пункт 1.1.2. Протокола), утвержденного Президентом Российской Федерации 14 февраля 2012 г., а так же в целях реализации пункта 2 и 8 Плана подготовки нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, утвержденного Заместителем Председателя Правительства РФ С.Б Ивановым 28 июля 2011 г. № 3761п-П9.

 

Учитывая, что защищенность транспортного комплекса, от противоправных действий, в том числе террористических актов, прямо и непосредственно влияет на безопасность государства и обороноспособность Российской Федерации, проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», которые определяют обеспечение транспортной безопасности как вид деятельности, имеющий стратегическое значение.

Во исполнение Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванова от 30 апреля 2011 г. № СИ-П9-13пр и письма ФСБ России от 6 июня 2011 г. № 8/Т/9-1226, в проекте федерального закона устанавливается обязательность наличия у коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы полномочия единоличного исполнительного органа общества, являющегося субъектом транспортной инфраструктуры, таких же сертификатов, лицензий и свидетельств об аккредитации, которые имеет данное общество.

Указанное дополнение в Закон связано с определением деятельности по обеспечению транспортной безопасности, как имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и предусматривается статьей 2 проекта федерального закона.

 

В целях укрепления технической защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, учитывая специфичность требований к техническим средствам, используемым в этих целях, а также необходимость государственного контроля за функционированием и использование таких технических средств, статьей 3 нашего законопроекта предлагается внести дополнения в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» устанавливающие, что требования к функциональным свойствам продукции, предназначенной для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, а также отношения, связанные с функционированием и использованием продукции, предназначенной для защиты объектов транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» не потребует увеличения бюджетных ассигнований и дополнительных материальных затрат.

Подробно ознакомиться с законопроектом можно на официальном сайте Минтранса России.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.