ЭРА-ГЛОНАСС признали необязательным

0
36

Росстандарт официально подтвердил, что с 2017 года система «ЭРА-ГЛОНАСС» не станет обязательной для всех выпускаемых в оборот новых автомобилей на территории Таможенного союза (ТС). При этом обязательная комплектация терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» по-прежнему предусмотрена техническом регламентом ТС «О безопасности колесных транспортных средств». В этом документе написано, что с 2017 года бортовое устройство вызова экстренных оперативных служб – обязательная опция для всех новых транспортных средств. Теперь оказалось, что это не совсем так.

– Вновь вводимые требования распространяются на транспортные средства, которые проходят оценку соответствия позднее даты ввода требований об обязательном оснащении «ЭРА-ГЛОНАСС», – пояснили в пресс-службе Росстандарта. – При этом одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которые были выданы до даты ввода требований, действительны до окончания срока их действия. Учитывая изложенное, при наличии действующего ОТТС допускается выпуск в обращение транспортного средства без устройства вызова экстренных оперативных служб.

ОТТС дается на тип конструкции, то есть на некую совокупность автомобилей, и действует три года. И если производитель авто получит ОТТС в Росстандарте 31 декабря 2016 года (или продлит его), то он получит ОТТС, который будет действовать еще три года, то есть до 31 декабря 2019-го. Можно также продлить документ в режиме «распространения с продлением». Например, есть модель ВАЗ-2107 в десяти модификациях. Придумали еще одну модификацию – например, с модернизированной коробкой передач – и за счет этого продлили ОТТС на все модификации еще на три года.

Российская система «ЭРА-ГЛОНАСС» формально введена в эксплуатацию 1 января 2015 года, а фактически – с 1 января 2016-го. Если машина попадает в аварию, сигнал о ДТП с указанием точных координат автоматически передается службам спасения. «ЭРА-ГЛОНАСС» в России, ее аналог под названием «ЭВАК» в Казахстане и такая же система под названием «ЭРА РБ» в Белоруссии должны были начать работать одновременно, так как наличие соответствующего терминала в новых моделях машин еще в 2011 году было предусмотрено в техническом регламенте ТС . Тем не менее ни в Белоруссии, ни в Казахстане аналоги «ЭРА-ГЛОНАСС» пока не готовы. Таких систем нет и в других странах Таможенного союза – Армении и Киргизии.

Не успев подготовить инфраструктуру, представители правительств Казахстана и Белоруссии ранее официально обращались к российским властям с предложением отложить внедрение «ЭРА-ГЛОНАСС» на два года. Официально им согласием не ответили, но фактически навстречу пошли, не став заделывать лазейки в законодательстве, связанные ОТТС. Хотя глава АО «ГЛОНАСС» Андрей Недосеков ранее заявлял, что в законодательство планируется внести коррективы, которые лазейки устранят. С этой идеей Недосеков обращался в Минпромторг, но безрезультатно – на запрос «Известий» в Минпромторге ответили примерно то же, что и в Росстандарте.

– Продление действия одобрения типа транспортного средства на новый срок, не превышающий трех лет, согласно пунктам 62-65 технического регламента, производится на основании заявки в случае соответствия типа транспортного средства перечню требований, действующих на момент оформления нового одобрения типа транспортного средства, – заявили в пресс-службе Минпромторга.

Фактический перенос обязательного оснащения автомобилей устройствами «ЭРА-ГЛОНАСС» на рубеж 2020 года больнее всего бьет по интересам АО «ГЛОНАСС» – госкомпании, в распоряжение которой передана система «ЭРА-ГЛОНАСС». Потому что в сентябре 2015 года совет директоров государственного АО «ГЛОНАСС» утвердил концепцию стратегии развития компании, в соответствии с которой АО собирается стать коммерческим оператором телематических сервисов и уже с 2019 года самостоятельно зарабатывать на жизнь, не получая денег из бюджета (сейчас содержание «ЭРА-ГЛОНАСС» финансирует государство). Но эти планы основывались на предположении, что устройства станут обязательными (читай, массовыми) уже в 2017 году. С этими вводными в Высшей школе экономики был заказан бизнес-план развития компании. Теперь вся концепция под сомнением, потому что никто не сможет сказать, сколько авто с «ЭРА-ГЛОНАСС» на борту будут ездить по дорогам России в 2017, 2018, 2019 годах. Парк таких машин, безусловно, будет расти, поскольку некоторые производители, среди которых Mercedes и Bentley, уже оснастили некоторые модели устройствами «ЭРА-ГЛОНАСС». Но в любом случае обязательное оснащение всех авто и добровольная комплектация отдельных моделей – это две совершенно разные ситуации.

– В случае переноса срока обязательного внедрения «ЭРА-ГЛОНАСС» в конструкцию автомобиля добросовестные автопроизводители, которые уже профинансировали оснащение своих автомобилей, окажутся в условиях неравной конкуренции, – отметили в пресс-службе АО «ГЛОНАСС». – Мы уже не раз высказывались против переноса сроков обязательного внедрения «ЭРА-ГЛОНАСС», потому что обеспечение безопасности жизни граждан – приоритет для государства. Хотим напомнить о поручениях президента РФ Владимира Путина по итогам заседания президиума госсовета по вопросам безопасности дорожного движения: в срок до 01.06.2016 обеспечить информационно-технологическое сопряжение ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» с экстренными оперативными службами в автоматизированном режиме и в срок до 01.09.2016 принять меры по активизации работы производителей автотранспортных средств по установке на новые автомобили устройств вызова экстренных оперативных служб при ДТП.

Среди автопроизводителей особого интереса к внедрению «ЭРА-ГЛОНАСС» пока не наблюдается.

В крупнейшей дилерской сети BMW «Известиям» пояснили, что в ближайшее время ни одна модель не будет оборудоваться терминалом «ЭРА-ГЛОНАСС».

– В наших машинах есть кнопка SOS, но это связь с диспетчером BMW – он тоже сможет вызвать вам помощь, – пояснили в компании.

Столичный дилер Toyota заверил, что никакого оборудования с ГЛОНАСС не планируется к установке на автомобили Toyota в ближайшее время.

Официальный дилер Peugeot ответил столь же категорично:

– Никакие модели в ближайшее время терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» комплектоваться не будут, мы впервые слышим, что со следующего года это оборудование станет обязательным. Производитель не давал нам никакой информации по данной системе.

 

http://izvestia.ru/news/616986