Круглый стол на тему: «Транспортная безопасность. Технологии противодействия терроризму на транспорте»

0
51

2 декабря 2016 г. в  г. Ялта состоялся второй ежегодный круглый стол на тему: «Транспортная безопасность. Технологии противодействия терроризму на транспорте». Круглый стол прошел в рамках выставки технических средств охраны и средств для обеспечения безопасности и противопожарной защиты «Безопасность. Крым 2016».

Организатором мероприятия выступил  Фонд «Транспортная безопасность», уставной деятельностью которого является содействие органам государственной власти и транспортным предприятиям в реализации программ и мероприятий в сфере транспортной безопасности. Круглый стол прошел при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, при участии Ассоциации «Транспортная безопасность».

Содействие в организации и проведении круглого стола оказало ООО «Конструкторское бюро услуг», которое осуществляло функции оператора мероприятия.

Целью круглого стола являлось информирование субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков (далее — СТИ), о состоянии нормативного правового регулирования  в области  транспортной безопасности (далее – ОТБ), а также о  практическом применении законодательства в ОТБ. В ходе круглого стола планировалось обсудить актуальные и проблемные вопросы, возникающие в процессе обеспечения СТИ транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС) по видам транспорта.

Участниками мероприятия стали представители Министерства транспорта Российской Федерации, Государственной Думы ФС РФ, Росморречфлота, Министерства транспорта Республики Крым, Южной транспортной прокуратуры, ФГУП «УВО Минтранса России», филиала ФГП ВО ЖДТ России на СКЖД, Южного МТУ Росавиации, а также специалисты и руководители  предприятий транспортного комплекса, расположенных не только на территории Республики Крым, но и в других субъектах Российской Федерации. Модератором мероприятия выступил директор Фонда «Транспортная безопасность» Большаков В.А.

Круглый стол был открыт приветственными словами заместителя министра транспорта Российской Федерации Захряпина Н.Ю. и депутата Государственной Думы ФС РФ, члена Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Старовойтова А.С., которые, пожелав участникам мероприятия плодотворной работы, отметили важность тесного взаимодействия   между СТИ и органами государственной власти в вопросах совершенствования и практической реализации законодательства в ОТБ. Особое внимание необходимо уделить транспортной инфраструктуре Крымского федерального округа, которая должна соответствовать требованиям российского законодательства о транспортной безопасности.

Представитель Министерства транспорта Российской Федерации — начальник отдела Департамента транспортной безопасности и специальных программ Карпов Сергей Алексеевич, выступил с докладом: «Совершенствование законодательства в области обеспечения транспортной безопасности с учетом специфики функционирования автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», позволившим узнать представителям СТИ о текущем состоянии нормативного правового регулирования в данной области, а также способствовало поиску путей решения проблемных вопросов, возникающих при реализации требований в области обеспечения транспортной безопасности. Кроме того, Карпов С.А.  информировал о  нормативном правовом регулировании в ОТБ, осуществляемом  Минтрансом России, обозначил дальнейшую  перспективу разработки и принятия нормативных правовых актов в целях совершенствования законодательства в ОТБ.

В частности, Карпов С.А. сообщил о разрабатываемых Минтрансом России изменениях в постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2016 № 686 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры», в соответствии с которыми здания, сооружения, устройства и оборудование, предназначенное для ремонта и отстоя судов внутреннего водного плавания, а также используемые в целях перевозок и входящих в состав автобусных, троллейбусных и трамвайных парков (депо) будут исключены из перечня ОТИ, в отношении которых необходима разработка и осуществление полного комплекса мер по обеспечению транспортной безопасности.

Заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росморречфлота Новиков Л.А. в своем докладе остановился на наиболее актуальных проблемах практической реализации законодательства о транспортной безопасности на объектах водного транспорта.

Отмечено, что в ходе реализации требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 (далее-постановление) возникают определенные затруднения, связанные с необходимостью в отношении всех ОТИ и ТС водного транспорта проведения мероприятий по рассмотрению и утверждению результатов дополнительной оценки уязвимости (ОУ) и соответствующих изменений во все ранее утвержденные планы по обеспечению транспортной безопасности (ПОТБ). При этом сроком окончания данных мероприятий в соответствии с  постановлением  является  02 февраля 2017 г.

Реализация данных мероприятий стала дополнительной нагрузкой на

сотрудников Управления транспортной безопасности Росморечфлота (далее-УТБ).

В целях своевременного выполнения требований постановления в УТБ была произведена реорганизация. К выполнению функций по рассмотрению всего объема дополнительных ОУ и изменений в ПОТБ были привлечены сотрудники двух отделов в составе 10 человек. Отдел категорирования, рассмотрения ОУ и ПОТБ был преобразован в Отдел категорирования, рассмотрения ОУ, аккредитации специализированных и уполномоченных организаций. Отдел аккредитации и международного взаимодействия был переориентирован на рассмотрение ПОТБ, аккредитацию подразделений транспортной безопасности и аттестующих организаций, а также аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

Также было отмечено, что во исполнение законодательства о транспортной безопасности Росморречфлоту (далее-Агентство) необходимо проводить аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности (СОТБ).

Приказом Агентства от 17 июня 2016 года № 76 полномочиями по аттестации СОТБ на морском и внутреннем водном транспорте наделено подведомственное ФБУ «Служба морской безопасности» (далее-Служба).

Распоряжением Агентства от 23 июня 2016 года № ВО-130-р             «Об организации работ по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте» УТБ и Службе даны соответствующие организационно-распорядительные указания по подготовке к проведению и проведению аттестации, в том числе в части обеспечения наличия у Службы соответствующих объектов недвижимости, технических и программных средств, вспомогательного оборудования и кадрового состава, необходимого и достаточного для аттестации.

Во исполнение распоряжения была разработана и по согласованию с Агентством утверждена новая организационно-штатная структура Службы.

В результате в Службе сформирован самостоятельный отдел аттестации, организуется деятельность 16-ти региональных центров аттестации.

В целях обеспечения процесса аттестации разработаны программные комплексы «Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности» и «Экспертная психологическая диагностика».

Прием и рассмотрение заявлений на аттестацию осуществляется со 2  августа 2016 года.

Вместе с тем, сложилась парадоксальная ситуация, при которой решения о допуске аттестуемых лиц к проверкам, предусмотренным Правилами аттестации, до настоящего времени не принимались.

Данное обстоятельство вызвано тем, что ни один заявитель на сегодняшний день не представил в орган аттестации необходимый комплект документов, который бы соответствовал Правилам аттестации.

В этой связи Новиков Л.А.  обратился к субъектам транспортной инфраструктуры и претендентам на статус подразделений транспортной безопасности с просьбой повысить качество работы на данном направлении.

В выступлении заместителя генерального директора ФГУП «УВО Минтранса России»  Семёнова С.А. прозвучало мнение, что исходя из положений ФЗ -16 «О транспортной безопасности» силы обеспечения транспортной безопасности должны обладать статусом субъекта противодействия терроризму. Однако, ФЗ-16 «О транспортной безопасности» роль и место сил обеспечения транспортной безопасности в противодействии терроризму не определяет. Законодательство в области противодействия терроризму также не позволяет внести ясность в данный вопрос.

В докладе было уделено внимание  договорам, заключаемым между СТИ и подразделениями транспортной безопасности, предметом которых является обеспечение транспортной безопасности. По мнению ВО Минтранса России  заключение договоров с указанным предметом юридически преждевременно, так как в настоящее время ни СТИ, ни подразделения транспортной безопасности по объективным причинам не в состоянии исполнить необходимые требования законодательства о транспортной безопасности. Кроме того, требуют уточнения существенные условия такого договора.

В целях внесения ясности в вопросы, связанные с заключением договоров на обеспечение транспортной безопасности, ФГУП «УВО Минтранса России» направило письмо в Департамент транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России.

С учетом изложенного, в целях безусловного исполнения требований законодательства ФГУП «УВО Минтранса России» считает целесообразным  заключать договоры со СТИ на охрану ОТИ и ТС.

Семёновым С.А. также была озвучена информация о росте стоимости услуг по обеспечению транспортной безопасности в сравнении с услугами по охране. Проведенные ФГУП «УВО Минтранса России» расчеты показывают, что стоимость услуг по обеспечению транспортной безопасности выше стоимости охранных услуг в среднем на 50% при прочих равных условиях. Это обусловлено тем, что нормативными правовыми актами в области транспортной безопасности предусмотрены дополнительные по сравнению с охранной деятельностью требования, реализация которых влечет за собой дополнительные расходы.

В целях проверки объективности произведенных расчетов организовано взаимодействие с Минтрансом России и заинтересованными федеральными агентствами.

Начальник отдела по исполнению законов на транспорте Южной  транспортной прокуратуры Конюшихин В.О. рассказал о мерах, принимаемых органами Южной транспортной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о транспортной безопасности. Было подчеркнуто, что существует угроза актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса и основной задачей является их предотвращение. Выполнять это необходимо общими усилиями. Как было отмечено Конюшихиным В.О., в целом СТИ стремятся выполнить комплекс мер по обеспечению транспортной безопасности. Вместе с тем, у СТИ возникают трудности, как с пониманием смысла, заложенного в правовых нормах, так и в связи с недостаточной урегулированностью ряда вопросов практической реализации законодательства в ОТБ. В этой связи, Южная транспортная прокуратура не только принимает меры прокурорского реагирования, направленные на применение санкций к СТИ за неисполнение законодательства, но одновременно ведет разъяснительную работу, стараясь разумно и взвешенно осуществлять надзорную деятельность.

Заместитель директора Фонда «Транспортная безопасность» Морозов В.В. осветил некоторые актуальные вопросы сертификации технических средств обеспечения транспортной  безопасности в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации  от 26 сентября 2016г. № 969, вступающее в силу  26 марта 2017 г. (далее-постановление).

С целью минимизации финансовых затрат СТИ, перевозчиков, планирования исполнительными органами субъектов Российской Федерации мероприятий по выполнению требований законодательства в ОТБ Морозовым В.В. дано несколько рекомендаций:

  1. При проведении конкурсных процедур по оснащению ОТИ и ТС до 26 марта 2017 г. в конкурсной документации  выдвигать условия о  соответствии оборудования требованиям к функциональным свойствам техническим свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТС ОТБ), установленным в постановлении.
    1. 1. После вступления в силу постановления в конкурсной документации указывать  только типы сертифицированного оборудования (приобретение и/или оснащение ОТИ и ТС).
  2. Провести ревизию имеющегося на ОТИ и/или ТС оборудования на соответствие их предъявляемым требованиям к функциональным свойствам техническим свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности.

На основании проведенного анализа запросить производителей/поставщиков об их намерении осуществить сертификацию серийно  выпускаемых ТС ОТБ. Получить от них заверенные копии соответствующих сертификатов для предъявления контрольно-надзорным органам.

Заместитель министра транспорта Республики Крым Тимофеев О.Н. рассказал о работе, реализуемой в части  строительства и модернизации ОТИ на территории Республики Крым. Им было высказано мнение, что в вопросах обеспечения транспортной безопасности первостепенное внимание следует уделять человеческому фактору. Необходимо  внимательно относиться к людям, выполняющим задачи в ОТБ, качественно обучать и добиваться расширения их социальных прав. Тимофеев О.Н. выразил уверенность, что подобного рода мероприятия, как «круглый стол» актуальны и важны не только для СТИ, но и для представителей органов власти, так как полученная в ходе мероприятия информация и обмен опытом способствуют профессиональному росту лиц, имеющих отношение к транспортной безопасности. В этой связи заместитель министра поблагодарил организаторов и участников круглого стола.

В ходе круглого стола  возникали дискуссии, направленные на правомерное разрешение ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности участников. В частности, острую полемику вызвал вопрос, связанный с наличием требования к слушателям дополнительных профессиональных программ повышения квалификации работников, которыми могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Данное требование содержится в приказе Минтранса России от 08.09.2014 № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности».  Ряд участников выразил обеспокоенность в связи с  трудной выполнимостью вышеуказанного требования, так как зачастую работники, подпадающие под категорию сил обеспечения транспортной безопасности, не имеют высшего или среднего профессионального образования. Соответственно, в случае непрохождения  подготовки они не могут быть аттестованы, что существенно затрудняет дальнейшее выполнение ими своих трудовых функций. Во избежание расхождения мнений представляется, что данный вопрос требует разъяснения соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Фондом «Транспортная безопасность» на круглом столе был представлен слайд-фильм о проведении Национальной премии «Транспортная безопасность». Присутствующие были информированы о возможности участия в номинациях конкурса, был разъяснен порядок представления заявок. В заключительной части мероприятия участникам были вручены памятные знаки с символикой Фонда «Транспортная безопасность».

Таким образом, заявленная цель проведения круглого стола была достигнута. По мнению присутствующих, мероприятие получилось информативным, живым и вызывающим интерес. Представители СТИ высказали пожелание о проведении круглого стола на тему: «Транспортная безопасность. Технологии противодействия терроризму на транспорте» в Республике Крым в 2017 году.