Международный форум «Технологии безопасности»

0
26

10-11 февраля 2016 года в рамках деловой программы XXI Международного форума «Технологии безопасности» состоялась XV Международная научно-практическая конференция «Терроризм и безопасность на транспорте». Ее организаторами выступили Комитет Госдумы по транспорту, Министерство транспорта РФ.

Конференция собрала рекордное по сравнению с предыдущими конференциями количество участников, представляющих различные органы государственной власти Российской Федерации и других государств, межгосударственных органов СНГ, организаций науки, бизнеса, СМИ и др.

Организаторы: Комитет по транспорту Государственной Думы РФ, Министерство транспорта РФ.

Цели конференции:  Представить современное состояние безопасности транспортного комплекса РФ, СНГ и мира, наиболее эффективные методы предупреждения терроризма на транспорте, практический зарубежный и российский опыт, последние изменения законодательства в области обеспечения безопасности транспортного комплекса, обсуждены и выработаны конкретные предложения по разрешению проблем предупреждения терроризма на пяти видах транспорта.

Оргкомитет конференции 

Председатель Оргкомитета
  Александр Старовойтов

Заместитель Председателя Комитета Госдумы по транспорту,
Председатель подкомитета Госдумы по транспортной безопасности

 

 

Сопредседатели Оргкомитета

  Николай Захряпин

заместитель
Министра транспорта Российской Федерации

 

 

 

Владимир Черток

заместитель Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

 

 

 

Владимир Муратов

заместитель начальника — начальник службы безопасности ГУП «Московский метрополитен»,член Правления Фонда «Транспортная безопасность»

 

 

 

Виктор Войтенко

заместитель Председателя Правительства Омской области

 

 


кмаУАСЙкв1
В конференции приняли участие более 800 делегатов: представители профильных комитетов ГД РФ, Минтранса РФ, Генпрокуратуры РФ, ФСБ РФ, МВД России, МЧС России, ФТС России, Служб пограничного контроля, Росавтодора, Росморречфлота, Ространснадзора, Росавиации, Росжелдора и их территориальных органов, представители законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и городских администраций, руководители и специалисты в области обеспечения транспортной и авиационной безопасности предприятий транспортного комплекса.

Заместитель министра транспорта Николай Юрьевич Захряпин, руководители конференции и практикумов по терроризму и безопасности на транспорте Александр Сергеевич Старовойтов, Владимир Борисович Черток и Владимир  Петрович Муратов совершили обход экспозиции.

Открыл конференцию заместитель Министра транспорта России Н.Ю.Захряпин. В своем приветственном слове он сформулировал текущие задачи по обеспечению безопасности, которые в настоящий период времени стоят перед Министерством. В первую очередь, это оптимизация подходов к реализации требований транспортной безопасности в условиях экономических ограничений. Также, заявил Н. Ю. Захряпин, необходима координация деятельности по обеспечению транспортной безопасности на региональном, федеральном и международном уровнях.  Заместитель министра отметил, что выполнение требований закона «О транспортной безопасности» должно быть в полной мере распространено и на иностранных юридических лиц. Наконец, еще одним приоритетом в работе Минтранса РФ является реализация мероприятий по транспортной безопасности в отношении проектируемых и строящихся объектов транспортной инфраструктуры и создание условий, при которых эти объекты на этапе ввода в эксплуатацию будут соответствовать требованиям транспортной безопасности.

Заместитель министра транспорта напомнил участникам конференции, что в системе мер по обеспечению транспортной безопасности задействованы федеральные агентства, подведомственные Минтрансу, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, аккредитованные специализированные организации  в области обеспечения транспортной безопасности. Также в эту систему входят и непосредственно сами субъекты транспортной инфраструктуры, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств. Также среди функциональных элементов системы обеспечения транспортной безопасности Н.Ю. Захряпин упомянул правоохранительные органы, в том числе МВД России, ФСБ России, прокуратуру, а также учебные заведения и общественные организации – в частности, Ассоциацию транспортной безопасности, Фонд транспортной безопасности.

Определенное место в системе мер по обеспечению транспортной безопасности – отметил Н.Ю. Захряпин – занимают ведомственная охрана Минтранса России, ведомственная охрана  железнодорожного транспорта, которые в соответствии с федеральным законом 16-ФЗ стали первыми подразделениями транспортной безопасности, в чьи задачи входит защита объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. В этих целях структуры наделены полномочиями по досмотру, дополнительному досмотру и повторному досмотру.

Отдельный раздел своего выступления Н.Ю. Захряпин посвятил освещению работы по совершенствованию законодательной и нормативной базы в сфере транспортной безопасности. Со времени издания закона «О транспортной безопасности» Министерством транспорта совместно с причастными органами исполнительной власти осуществлен комплекс мероприятий по реализации этого закона. В частности, в рамках реализации 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» разработаны 16 проектов постановлений Правительства России и 11 проектов постановлений ведомственных приказов.

В заключение своего выступления Н.Ю. Захряпин особо выделил, что существующая в России система обеспечения транспортной безопасности не имеет аналогов в мире, постоянно развивается и совершенствуется – как в законодательном плане, так и в плане практической деятельности, организационно-технических мероприятий, подготовки специалистов контрольно-надзорной деятельности. В качестве подтверждения своих слов заместитель министра  перечислил наиболее значимые результаты реализации Комплексной программы по обеспечению безопасности населения на транспорте.

Так, в рамках программы была создана система информационного обеспечения безопасности на транспорте, существенно возрос технический уровень оснащенности объектов транспортной инфраструктуры, устранена уязвимость более 100 объектов транспортной инфраструктуры 1-й категории  от актов незаконного вмешательства.  Созданную комплексную систему, отметил Н.Ю. Захряпин, очень важно развивать и совершенствовать. Поэтому Минтранс крайне заинтересован в новой Комплексной программе, проект которой находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

«Даже в условиях экономических ограничений мы не утрачиваем надежды, что положительное решение по пролонгированной Комплексной программе будет

Обширная программа конференции включала 3 пленарных заседания:

Первое пленарное заседание Тема -«Законодательное обеспечение транспортной безопасности».    Руководитель — заместитель Председателя Комитета Госдумы по транспорту,
председатель подкомитета Госдумы по транспортной безопасности А.С.Старовойтов.

Доклады:

  1. «Вопросы совершенствования законодательной власти в сфере обеспечения транспортной безопасности». Докладчик-Виталий Борисович Ефимов – Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту.
  2. «О мерах по реализации государственной политики и нормативном регулировании в сфере обеспечения транспортной безопасности». Докладчик-заместитель
    Министра транспорта Российской Федерации  — Н.Ю. Захряпин.
  3. «Об организации деятельности органов внутренних дел на транспорте в области обеспечения транспортной безопасности». Докладчик- заместитель начальника Главного управления на транспорте МВД России- Дмитрий Юрьевич Кондратьев.
  4. «Прокурорский надзор за исполнением законодательства о транспортной безопасности». Докладчик–Межрегиональный транспортный прокурор, государственный  советник юстиции 2 класса- Владимир Геннадьевич Тюльков.

Второе пленарное заседание –«Силы и средства обеспечения транспортной безопасности».

Руководитель- Заместитель руководителя Ространснадзора  Владимир Черток.

кмаУАСЙкв2

В.Б.Черток рассказал о современном российском и международном опыте государственного регулирования обеспечения транспортной безопасности  на транспорте.

кмаУАСЙкв3

В ходе работы конференции с докладом выступил межрегиональный транспортный прокурор, международный советник юстиции второго класса. В. Тюльков. По данным В. Тюлькова, анализ выявленных по результатам прокурорских проверок антитеррористической защищенности объектов нарушений свидетельствует о ненадлежащем принятии мер по реализации планов по обеспечению транспортной безопасности. Среди основных нареканий – необеспеченность объектов ТИ специализированной  охраной,  системами видеонаблюдения, ненадлежащая реализация внутриобъектового и пропускного режима, отсутствие назначенных ответственных лиц за транспортную безопасность и не прохождение соответствующего обучения.

По оценке прокуратуры отдельные железнодорожные вокзалы регионального значения не оснащены инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности, отсутствуют портативные обнаружители паров взрывчатых веществ, переносные постановщики заградительных радиопомех, системы видеоидентификации,  распознавания, обнаружения. При этом имеющиеся средства зачастую не обеспечивают ночную видеосъемку, находятся в нерабочем состоянии и не отремонтированы.

Серьезной критике В. Тюльков подверг подход к обеспечению безопасности со стороны ОАО «РЖД». Так, информация с части камер видеонаблюдения железнодорожного комплекса Москвы хранится менее одного месяца. Как правило, имеющиеся инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности не подвергаются ежедневному и регулярному инженерному и техническому обслуживанию. При многих вокзалах они до сих пор не созданы группы быстрого реагирования.  Несущий службу на вокзалах персонал ЧОП «РЖД-охрана» не прошел обучения по вопросам обеспечения транспортной безопасности и осуществляет лишь охрану имущества вокзалов. В связи с этим транспортными прокурорами в отношении ОАО РЖД»возбуждено дело об административных правонарушениях за нарушение требований в области транспортной безопасности. Начальнику Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов вынесено представление об устранении нарушений, которое было рассмотрено, с принятием мер к их устранению.

В своем докладе В. Тюльков довел до собравшихся информацию о результатах  проверки исполнения законодательства в сфере транспортной безопасности, проведенных и в международных аэропортах Москвы, отметив существенные недостатки в организации охраны, наблюдения. Так, в одном из международных аэропортов центрального федерального уровня в ходе прокурорских проверок установлено, что в помещение для досмотра багажа при отсутствии запорных устройств возможен доступ посторонних лиц, у сотрудников авиационной безопасности отсутствуют копии должностных инструкций и инструкций по действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также отсутствуют наглядные макеты, позволяющие идентифицировать взрывчатые вещества и устройства, взрывные устройства, оружие и боеприпасы. Кроме того, контроль за доставкой груза и багажа на воздушное судно не соответствует предъявляемым требованиям, а пропуск посетителей в зону транспортной безопасности осуществляется без сличения идентифицирующих документов с личностью.

В.Тюльков также отметил, что эффективность мер, предпринимаемых предприятиями транспортной сферы по по устранению выявленных нарушений, полностью зависит от объемов и наличия у них необходимого финансирования. Так, наряду с железнодорожным ведомством и аэропортами, Тюльков посвятил часть доклада нарушениям требований антитеррористического законодательства на объектах водного хозяйства. По словам В. Тюлькова некоторые критически важные объекты – в частности, гидроузлы – не имеют надлежащей степени технической защиты от возможных угроз и опасностей. Тюльков при этом обратил внимание аудитории на проблему износа самих объектов. Значительная часть гидротехнических сооружений амортизирована на две трети, а некоторые – полностью. Длительные сроки эксплуатации и ограничение финансовых возможностей для проведения ремонта негативно сказались на их техническом состоянии. В настоящее время значительная часть  сооружений находятся в предаварийном состоянии и в состоянии ограниченной работоспособности, что требует принятия дополнительных мер по организации антитеррористической защищенности стратегически важных объектов водного транспорта.

По всем выявленным нарушениям сообщил в своем докладе В.Тюльков, приняты меры прокурорского реагирования, в адрес руководства аэропортов внесены представления, виновные должностные лица по представлению прокуроров привлечены к административной ответственности. В отдельных случаях в суд направлены иски о понуждении к устранению выявленных нарушений.

В рамках работы конференции было проведено   5 специализированных секций по всем видам транспорта, организаторами которых стали Росжелдор, ГУП «Московский метрополитен», Росавиация, Росморречфлот и Росавтодор:

  • «Реализация требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в области железнодорожного транспорта».
  • «Опыт обеспечения безопасности объектов метрополитена от актов незаконного вмешательства»,
  • «Реализация требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в области воздушного транспорта»,
  • «Реализация требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в области морского и речного транспорта»;
  • «Реализация требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры  дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

В целом, по мнению участников, представленные доклады и выступления в очередной раз показали высокий профессиональный уровень конференции, предложения по совершенствованию нормотворческой и практической деятельности в ОТБ имели конкретный и конструктивный характер.

На основании проделанной в ходе работы конференции, было отмечено, что в условиях экономического кризиса практическое применение ФЗ-16 «О транспортной безопасности» становится все более затруднительным, тем не менее пути решения проблем необходимо находить, в т.ч. путем диалога между органами государственной власти и субъектами транспортной инфраструктуры.

Справочно:   С целью издержек бизнеса, Правительством РФ был разработан план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г., утверждены распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 г.№98. Согласно плану, одним из первоочередных мероприятий с целью снижения издержек бизнеса является перенос вступления в силу требований по обеспечению транспортной безопасности в отношении ОТИ и ТС. В этой связи федеральным органам исполнительной власти во главе с Минтрансом России было поручено разработать и внести в Правительство РФ соответствующий проект федерального закона.

На основании высказанных в ходке конференции участниками мнений и предложений., были выработаны рекомендации, которые вошли в итоговые материалы конференции. А именно:

  • Выработать обращение к Комитету Государственной Думы РФ по транспорту о необходимости скорейшей доработки ко второму и  третьему чтению проекта федерального закона — №750871-6 « О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности». (Поправки в закон позволят СТИ сократить свои издержки на реализацию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности;
  • Федеральным органам государственной власти продолжить работу по гармонизации законодательства в области авиационной безопасности и транспортной безопасности с целью исключения дублирования требований в данной сфере;
  • Минтрансу России рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство РФ в отношении ОТИ и ТС, не подлежащих категорированию по видам транспорта, в т.ч. исключения необходимости проведения оценки уязвимости и разработки планов обеспечения транспортной безопасности;
  • подведомственным Минтрансу РФ Федеральными агентствами обеспечить утверждение  ведомственных нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений постановления Правительства России от 26.02.2015 г. №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» и устранения внутренних противоречий в нормативных правых актах, регламентирующих аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности, организации государственного контроля (надзора) за деятельностью органов аттестации и  аттестующих организаций;
  • Федеральным органам государственной власти рассмотреть вопрос об ограничении расходов СТИ на обеспечение транспортной безопасности в размерке определенного процента от выручки предприятия;
  • Правительству России внести ясность по вопросу аккредитации частных охранных предприятий в качестве подразделений транспортной безопасности;
  • Правительству России  рассмотреть вопрос о продлении действия Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, предусматривающей бюджетное финансирование мероприятий по обеспечению ТБ.

В итоговые документы вошли и другие рекомендации, которые могут быть учтены в резолюции.

В ходе итогового пленарного заседания научно-практической конференции ,  представитель Фонда «Транспортная безопасность» В.В. Морозов  выступил с  докладом по теме «Необходимость внесения изменений в законопроект № 750871-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности», предусматривающих наделение полномочиями Правительства РФ по определению этапов и сроков оснащения инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ   железнодорожного транспорта и ТС наряду с ОАО «РЖД» и АО «ФПК». Целью доклада является включение данного предложения в резолюцию Конференции, а также инициирование включения данной поправки в законопроект при подготовке к 2 и 3 чтению депутатом ГД ФС РФ Старовойтовым А.С.

По итогам проведения Конференции принят проект итоговой резолюции, который в настоящее время находится в стадии обсуждения и внесения правок всеми заинтересованными ведомствами (планируется выработать в течении 2-х недель).

Дополнительно материалы конференции будут опубликованы на сайте Фонда «Транспортная безопасность».

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.