VI Международный форум «Безопасность на транспорте»: развитие законодательства и антитеррористические меры

0
73

6-7 апреля в Санкт-Петербурге состоялся VI Международный форум «Безопасность на транспорте», организованный в рамках проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица России».

В работе Форума приняли участие порядка  400 делегатов  из  40 регионов России и 10 иностранных государств.
Форум прошел  при поддержке и участии:

Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации стихийных бедствий, Министерства связи и телекоммуникации РФ, Федеральных агентств и службы по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ, Федерального космического агентства, Федеральной службы безопасности РФ, Антитеррористического центра СНГ , Правительства г.Санкт-Петербурга, ,Межгосударственного авиационного комитета
ОАО «Российские железные дороги», ряда других крупных промышленных предприятий.

jstergDDQ22

jstergDDQ223
Фото с сайта http://www.securitymedia.ru/news_one_4008.html

Координатором направления «Безопасность на транспорте» выступил член комитета ГД ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции  А.Б. Выборный, руководитель направления «Безопасность на транспорте» Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица России»

Деловая программа Форума объединила вопросы антитеррористической защищенности и технологической безопасности на транспорте. Открыло двухдневную дискуссию пленарное заседание:

Тема пленарного заседания: «Актуальные изменения в государственной политике и нормативно-правовом регулировании сферы безопасности на транспорте».

Фото с сайта http://www.securitymedia.ru/news_one_4008.html

  В своем выступлении на пленарном заседании А.Б. Выборный подвел итоги работы Международного форума «Безопасность на транспорте» за 2015 год.  Спикер подчеркнул, что ежегодный форум – это уникальная возможность принять участие в совершенствовании государственной политики в сфере обеспечения безопасности транспортной деятельности.
Целый ряд инициатив, направленных участниками Форума 2015 года в итоговую резолюцию, получил практическую реализацию. К ключевым достижениям Форума А.Б.Выборный отнес следующие результаты:
-Практическая реализация изменений в Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», принятых 31 декабря 2014 года. Летом прошлого года в Министерстве юстиции РФ был зарегистрирован приказ Министерства транспорта РФ №145, в котором закрепляется порядок аккредитации федеральными органами исполнительной власти юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности.
-Издан  Приказ МВД России от 21 декабря 2015 года №1203 «Об утверждении Порядка выдачи органом внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности» .

-ФСБ России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об установлении Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядке их сертификации», который обеспечит надежный контроль за качеством систем обеспечения безопасности. На данный момент проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия.
-Вышло Постановление Правительства РФ от 08.07.2015 №685 «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации». Практическая реализация данного нормативно-правового акта позволит снизить количество авиационных происшествий и будет соответствовать общепринятой практике ИКАО.

Подчеркивая роль форума, А.Б. Выборный отметил, что «…форум имеет важное значение для развития института безопасности транспортного сектора экономики. Это единственное мероприятие в стране, которое рассматривает безопасность на транспорте в комплексе: и с точки зрения антитеррористической защищенности, и с точки зрения снижения аварийности».

Один из важных вопросов, рассматриваемых на площадке Форума — вопрос принятия единого федерального закона о метрополитене. «Создание единого законодательства, регламентирующего работу метро в России – ключевой вопрос. Метрополитен имеет ряд функциональных особенностей, которые отличают его от всех других видов транспорта и которые нельзя учесть в рамках существующего законодательства. При этом специальный регулятор деятельности метрополитена, федеральный закон о метро, у нас до сих отсутствует, – подчеркнул А.Выборный. – «Поэтому я предложил доработать проект федерального закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта», который в 2012 году был подготовлен Минтрансом», — заявил Выборный, обращаясь к участникам мероприятия.

Депутат считает, что данный законопроект необходимо дополнить положениями антитеррористической защищенности метрополитенов и нормами, касающимися снижения аварийности. «Рад, что участники форума поддержали мою инициативу», – заключил Анатолий Выборный.

Деловая программа Форума объединила вопросы антитеррористической защищенности и технологической безопасности на транспорте. Открыло двухдневную дискуссию пленарное заседание, посвященное вопросам развития государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере транспортной безопасности.

        

Тема пленарного заседания:  « Актуальные изменения в государственной политике и нормативно-правовом регулировании сферы безопасности на транспорте». В ходе пленарного заседания выступили:

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по транспорту А.С.Старовойтов:

Фото с сайта http://www.securitymedia.ru/news_one_4008.html

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по транспорту Александр Старовойтов озвучил статистику аварий на транспорте за 2015 год. Им отмечено снижение аварий с 2014 года на 8,4 %. Кроме того, он призвал к ответственности пешеходов, по вине которых в среднем происходит 15-20% аварий. Немаловажной проблемой, обозначенной в его докладе, стал вопрос правового регулирования при разработке тахографов: «С институтом тахографии у нас существует небольшой бардак… Необходимо разработать единые требования стандартов к тахографам, чтобы не допустить установку на автотранспортные средства приборов, не соответствующих требованию качества и надежности». Более того, некоторых доработок, по словам Александра Старовойтова, требует приказ Минтранса России № 139 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации», который регулирует вопрос ночных полетов: «Ночные полеты с 10 вечера до 6 утра требуют дополнительного сотрудника на борт воздушного судна. В целях экономии на сотрудниках экипажа авиационные компании ставят явку пилота в 21.45. Это одна из причин переутомления командиров воздушных судов, на которую необходимо обратить внимание».

Депутат Государственной Думы ФС РФ Н.С. Валуев

Фото с сайта http://www.securitymedia.ru/news_one_4008.html

 Депутат Государственной думы ФС РФ Николай Валуев обратил внимание на вопросы реализации Постановления Правительства РФ № 1178 в части правил перевозки спортивного оружия.

«Вопрос транспортировки спортивного огнестрельного оружия и патронов к нему является важной темой для развития отечественного спорта. Постановление Правительства от 8 ноября 2014 года №1178 снизило административные барьеры, связанные с временным ввозом спортивного оружия. Введенные меры позволят значительно сократить транспортные издержки, связанные с перевозкой спортивного огнестрельного оружия и окажут содействие совершенствованию подготовки российских спортсменов».

Заместитель Министра транспорта РФ Н.Ю. Захряпин:

Фото с сайта http://www.securitymedia.ru/news_one_4008.html

Н. Захряпин выступил с докладом «О совершенствовании законодательства в сфере транспортной безопасности, направленном на повышение эффективности системы мер по обеспечению транспортной безопасности и устранение издержек, не влияющих на уровень защищенности транспортного комплекса». Он подчеркнул, что важными направлениями в обеспечении транспортной безопасности являются реализация согласованных технических мероприятий профилактического характера, а также совершенствование и развитие нормативной правовой базы. Тем не менее, остаются реальными угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта, который ввиду своей специфики является наиболее уязвимым для противоправных действий.

Замминистра рассказал о госполитике, проводимой Минтрансом в области транспортной безопасности. Речь идет не только о разработке нормативно-правовых актов и установлении отдельных норм и правил, предусмотренных 16-ФЗ «О транспортной безопасности», но и осуществлении организационных мер по выработке и реализации государственной политики в данной сфере деятельности. Н. Захряпин сообщил, что Минтранс совместно с заинтересованными органами проводит целенаправленную работу по совершенствованию законодательства в целях обеспечения защищенности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) от актов незаконного вмешательства, прежде всего террористической направленности. В качестве основных задач Минтранса в данной сфере замминистра назвал гармонизацию подходов по реализации требований транспортной безопасности в условиях экономических ограничений, координацию деятельности по реализации законодательства на международном, федеральном и региональном уровнях, с учетом имеющихся и прогнозируемых угроз, реализацию мер в отношении проектируемых и строящихся объектов транспортной инфраструктуры, распространение требований законодательства о транспортной безопасности на иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории России.

По словам Н. Захряпина, в рамках реализации 15-ФЗ от 3 февраля 2014 г. на сегодняшний день изданы 8 постановлений Правительства РФ, Минюстом России зарегистрировано 9 приказов Минтранса и 1 приказ Минздрава. Кроме того, на рассмотрении Правительства находится 7 проектов постановлений, на регистрации в Минюсте – 1 приказ МВД России. Замминистра также сообщил, что в январе текущего года в Госдуму внесен проект поправок к проекту закона о внесении изменений в ФЗ-16. «Представители Минтранса в рамках деятельности рабочей группы комитета Госдумы по транспорту совместно с заинтересованными органами власти принимают активное участие в доработке указанного законопроекта», – сказал он. Принятие поправок позволит осуществить дальнейшее планирование и совершенствование системы мер по обеспечению транспортной безопасности. Согласно проекту поправок предлагается наделить Правительство полномочиями по определению порядка категорирования ОТИ и ТС, исключить необходимость проведения процедуры оценки уязвимости и разработки планов обеспечения транспортной безопасности для ОТИ и ТС, не подлежащих категорированию по видам транспорта. При этом, подчеркнул Н. Захряпин, Минтрансом прорабатывается вопрос отнесения ТС автомобильного и железнодорожного транспорта к средствам, не подлежащим категорированию.

Замминистра напомнил участникам, что реализация требований по обеспечению транспортной безопасности в части оснащения техническими средствами ОТИ и ТС осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами, до 1 июля 2017 г. Исключение составляет воздушный транспорт, оснащение которого системами видеонаблюдения предполагается осуществлять начиная с 1 января 2019 г.

По мнению Н. Захряпина, издание постановлений Правительства, предусмотренных 15-ФЗ, а также регистрация Минюстом соответствующих нормативных правовых актов органов власти позволит приступить к созданию подразделений транспортной безопасности, произвести аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности (прежде всего, работников, задействованных в досмотровых мероприятиях и в группах быстрого реагирования), распространить требования по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ на этапе их проектирования и строительства, сформировать требования к ОТИ и ТС, не подлежащим категорированию, прежде всего на воздушном транспорте.

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В.Б. Черток:

Фото с сайта http://www.securitymedia.ru/news_one_4008.html

Тема выступления: «Государственный надзор за исполнением законодательства в сфере безопасности транспортной деятельности».

«В 2016 году контрольно-надзорная деятельность Ространснадзора претерпела определенные изменения. Для повышения эффективности государственного надзора осуществлен переход на риск ориентированную модель, запланирована оптимизация структуры территориальных управлений, обеспечение открытости Федеральной службы».
Вице-президент — начальник Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Ш.Н.Шайдуллин:

jstergDDQ2
Фото с сайта http://www.securitymedia.ru/news_one_4008.html

Тема выступления: «Повышение безопасности железнодорожных перевозок как приоритет развития ОАО «РЖД»

Текущий год в ОАО «РЖД» провозглашен «Годом пассажира». Об этом сообщил вице-президент, начальник Департамента безопасности движения компании Шевкет Шайдуллин в рамках выступления на пленарном заседании VI Международного форума «Безопасность на транспорте». «2016 год характерен развитием аудита системы менеджмента производства и безопасности движения в функциональных филиалах и их структурных подразделениях», — уточнил вице-президент.
По информации компании, в 2015 году ОАО «РЖД» достигнут целевой показатель безопасности движения с его перевыполнением на 26%. Уже в I квартале текущего года общее количество транспортных происшествий и событий на инфраструктуре ОАО «РЖД» снижено к аналогичному периоду 2015 года на 10 %. Необходимо констатировать, что безопасность движения на железнодорожных переездах остается одной из приоритетных задач ОАО «РЖД». «Благодаря усилиям Федерального собрания РФ создана межведомственная рабочая группа по обеспечению безопасности движения на железнодорожных переездах при Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения», — подчеркнул Шайдуллин.
В 2015 году утверждена новая Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД» до 2020 года. С целью развития культуры безопасности движения в ОАО «РЖД» утверждена «дорожная карта» на 2016 год, содержащая мероприятия, направленные, в первую очередь, на вовлечение персонала в работу по обеспечению безопасности движения поездов.

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий С.И. Воронов:

Тема выступления» «Организация деятельности по противодействию терроризму в системе МЧС России». В своем выступлении С.И. Воронов сообщил о работе, которую проводит МЧС России по поддержке органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, по внедрению аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Фото с сайта http://www.securitymedia.ru/news_one_4008.html

 

Форум продолжили рабочие сессии по направлениям видов транспорта, в ходе которых ведущие эксперты обсудили проблемы обеспечения безаварийной работы транспорта, задачи по совершенствованию транспортной инфраструктуры, вопросы антитеррористической безопасности на железнодорожном и водном транспорте, автомобильном комплексе и в российской авиации.

Фото с сайта http://www.securitymedia.ru/news_one_4008.html

—     Сессия: «Авиационная безопасность: новые подходы и решения»

С докладом на сессии по теме «Повышение защищенности объектов инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта от актов незаконного вмешательства» выступил начальник Управления транспортной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта Ковалев Д.К. .

Прозвучали также доклады:

-«Особенности обеспечения авиационной и транспортной безопасности в аэропортах с малым и средним пассажиропотоком» (заместитель генерального директора ООО «Авиапредприятие «Северсталь» по авиационной безопасности Меницкий П.В.)

-«Современное состояние и проблемы российского законодательства в сфере авиационной и транспортной безопасности» (генеральный директор ЗАО «Международный аэропорт «Ульяновск-Восточный Гортиков В.А.). и др.

В работе сессии принял участие Директор Фонда «Транспортная безопасность» Большаков В.А.

      

СессияПротиводействие актам незаконного вмешательства на железнодорожном транспорте».

На рабочей сессии  прозвучали доклады:

-«Деятельность  Росжелдора в сфере обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте и метрополитене» (заместитель начальника Управления транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта Рябов М.В.);

-«О проведении мероприятий транспортной безопасности при подготовке основных и запасных железнодорожных вокзалов в городах проведения матчей и в городах размещения базовых лагерей команд Кубка Конфедерации 2017 и ЧМ по футболу 2018 г.» (начальник отдела службы безопасности Дирекции железнодорожных вокзалов – филиал ОАО «РЖД» Артемов А.В.) и др.

В работе сессии принял активное участие член Коллегии Фонда «Транспортная безопасность» Муратов В.П.- заместитель начальника метрополитена- начальник службы безопасности ГУП «Московский метрополитен».

 

Сессия: «Антитеррористическая безопасность объектов и транспортных средств водного транспорта»

Модератором сессии  выступил заместитель Генерального директора ООО «СКФ Арктика» Агеев А.П.( структура ПАО «Совкомфлот»- стратегического партнера  Фонда «Транспортная безопасность», который также выступил с докладом : «Опыт привлечения частной вооруженной охраны для обеспечения безопасности судов под российским флагом в пиратоопасных регионах».

С докладом: «Актуальные аспекты обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта» выступил начальник Управления транспортной безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта Гриценко А.В.).

С докладом «Об особенностях обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах ФГУП «Росморпорт» в современных условиях» выступил член Коллегии Фонда «Транспортная безопасность»- советник Генерального директора ФГУП «Росморпорт»  Кондратов Д.Н.

Прозвучали также доклады:

— «Противодействие международному пиратству: тенденции 2016 года (начальник ФБУ «Служба морской безопасности»  Кузнецов В.К.);

— «Правовые и организационные основы участия территориальных органов МВД России на региональном уровне в обеспечении транспортной безопасности на объектах портовой инфраструктуры и акватории морских портов (инспектор по особым поручениям Главного управления вневедомственной охраны МВД России Ходырев Т.Б.).

С докладом «Обеспечение транспортной безопасности на объектах инфраструктуры автомобильного транспорта» на сессии выступил начальник Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства Вахрушев К.Г.        Сессия: «Повышение защищенности автотранспортного комплекса от актов незаконного вмешательства»

Прозвучали также доклады:

«Предложения субъектов транспортной инфраструктуры по внесению изменений в федеральное законодательство о транспортной безопасности» (вице-президент Российского автотранспортного союза  Алексеев В.И.),

«Современный подход к организационно-техническим решениям контроля доступа на объекты транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта (председатель комитета по безопасности предпринимательской деятельности Ассоциации «Ленинградская областная торгово-промышленная палата»- Лукьянов В.А.).

В работе сессии активное участие принял эксперт Фонда «Транспортная безопасность» Фаткуллин Р.Н.).

       

Сессия: «Безопасность полетов. Технологии и решения»

Модератор сессии — ведущий эксперт Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационных происшествий Кофман В.Д., который выступил с докладом «Безопасность полетов в 2016 году: тенденции авиационных происшествий».
С докладами выступили представители государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ОАО «Ил», АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

В ходе работы первого  дня форума состоялся также  «круглый стол» по теме: «Актуальные вопросы реализации нормативных актов в области обеспечения транспортной безопасности и пути их решения».

 В ходе работы «круглого стола» прозвучали доклады:

-«Практические аспекты осуществления государственного надзора за исполнением законодательства в сфере транспортной безопасности» (и.о. начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора-  Джураева О.В.);

-«Осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности» (Северо-Западный транспортный прокурор- Колесов О.В.)

-«Актуальные вопросы реализации нормативных актов в области обеспечения транспортной безопасности и пути их решения» (директор центра транспортной безопасности ЗАО «НПП «ИСТА-Системс – Тарасов Ю.А.).

 

Тематика деловой программы второго дня затронула вопросы разработки и использования инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности, охраны и защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В ходе  работы второго дня форума состоялись:

Конференция «Инженерно-технические средства обеспечения транспортной безопасности: нормативно-правовое регулирование, технологии и решения».

В ходе работы конференции с докладами:

-«Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности»,

-«Сертификация» технических средств обеспечения транспортной безопасности: досмотровые мероприятия с целью обнаружения и идентификации оружия, взрывчатых веществ, предметов и веществ ограничительного перечня»  выступи представители ФСБ России.

Прозвучали также доклады:

-«Организация работы по применению современных инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности для защиты акватории морских портов (начальник Управления систем обеспечения безопасности мореплавания и транспортной безопасности ФГУП «Росморпорт»- Должиков А.В.);

-«Современные технические решения для комплексного оснащения объектов транспортной инфраструктуры интегрированными средствами обеспечения безопасности ( Басов Д.В.- Генеральный директор ЗАО «Современные наукоемкие технологии»)  и др.

В ходе работы второго дня конференции прошел также «Круглый стол» по теме:«Подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, аккредитация подразделений транспортной безопасности.» Модератор – Начальник отдела нормативного обеспечения транспортной безопасности Департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта РФ Карпов С.А., который выступил с докладом: «О состоянии нормативно-правового регулирования в сфере подготовки аттестации и аккредитации подразделений транспортной безопасности».

В ходе проведения «Круглого стола» прозвучали также доклады:Организация проведения «круглого стола» прошла при непосредственном участии Фонда «Транспортная безопасность». В его подготовке и проведении принял участие заместитель директора Фонда «Транспортная безопасность» Морозов В.В.

-«Эффективные методы обеспечения безопасности на объектах и транспортных средствах транспортной инфраструктуры» (заместитель генерального директора ФГУП «УВО Минтранса России» (заместитель генерального директора ФГУП «УВО Минтранса России» Семенов С.А.);

-«Научное и информационно-техническое обеспечение деятельности подразделений и служб вневедомственной охраны» (начальник отдела разработки нормативно-методических документов ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России – Поклонников В.В.);

-« Обеспечение охраны грузов в процессе транспортировки железнодорожным транспортом» (заместитель генерального директора ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» — Медведев С.В.)

-«О перспективах рынка услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Проблемы и пути их решения» (член экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, руководитель секции «Транспортная безопасность» отраслевого отделения НСБ ФМОС «Деловая Россия» Злотя В.П.).

В рамках форума (второй день) прошел также семинар:»Обеспечение безопасности транспортных компаний и субъектов транспортной инфраструктуры в киберпространстве».

В ходе проведения семинара были обсуждены темы:
-Защита сайтов и web-приложений транспортных компаний от взлома и проникновения;

-Противодействие актам незаконного вмешательства в деятельность систем мониторинга и досмотра;

-Противодействие сбору информации о состоянии безопасности через сеть Интернет.

В презентационной зоне были продемонстрированы новейшие образцы оборудования и технических средств для обеспечения безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, проекты по формированию безопасной транспортной среды, информационно-коммуникационные системы и технологии, а также услуги по обеспечению комплексной безопасности. В качестве экспонентов выступили ГК «Эпотос», инновационный центр «Бирюч», ЗАО «Современные наукоемкие технологии» и др.
Итогом работы участников Форума станет общественная резолюция, направленная на совершенствование законодательства и государственной политики в сфере обеспечения безопасности транспортного комплекса.  В течении 10 дней участники форума должны направить свои предложения для включения в итоговую резолюцию.
Наиболее актуальные доклады, прозвучавшие на форуме будут опубликованы на сайте фонда «Транспортная безопасность» дополнительно.

 

Дирекция ФТБ