Вопросы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности

0
90
Ñèñòåìà êîíòðîëÿ íà æåëåçíîäîðîæíîì âîêçàëå â Ðîñòîâå-íà-Äîíó. Íàêàíóíå ïðåäñòîÿùèõ â äåêàáðå 2007 ãîäà âûáîðîâ â Ãîñäóìó ÐÔ è â îðãàíû ìåñòíîé çàêîíîäàòåëüíîé âëàñòè ñîòðóäíèêè Ñåâåðî-Êàâêàçñêîãî óïðàâëåíèÿ âíóòðåííèõ äåë íà òðàíñïîðòå (ÑÊ ÓÂÄÒ) óäåëÿþò îñîáîå âíèìàíèå îáåñïå÷åíèþ áåçîïàñíîñòè íà âîçäóøíîì, âîäíîì è æåëåçíîäîðîæíîì òðàíñïîðòå.

В соответствии с частью 2 и 3 ст.12.1  ФЗ-16 «О транспортной безопасности» силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации через органы аттестации, аттестующие организации. Порядок ее проведения установлен Правительством Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2015 г. № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» и  дополнительно регламентируется Приказом Министерства транспорта  России № 231  от 21 августа 2014 г.

Решению вопросов, связанных с практическим исполнением и применением принятых документов, необходимостью активизации, скоординированности действий со стороны Министерства транспорта, федеральных агентств по видам транспорта, общественных организаций для решения постоянно возникающих проблемных вопросов, был посвящен проведенный 28.06.2016 г. на базе ФГУП «УВО Минтранса России» форум- «Актуальные вопросы подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»  на котором  обсуждены  проблемные вопросы и   предложения, направленные на практическую реализацию положений законодательных и нормативных актов  в области подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, рассмотрены актуальные вопросы нормативно правового регулирования  в данной области

Основные темы, по которым поднимались проблемы, обсуждались вопросы и высказывались предложения, были посвящены подготовке сил  обеспечения транспортной безопасности (сил ОТБ), нормативно-правовому регулированию аттестации, проверок соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, применению технических средств инструментального измерения и обработки результатов психологического тестирования при проверке соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил ОТБ, использованию автоматизированной системе учета и аттестации сил ОТБ.

Форум прошел  при участии заместителя Министра транспорта Захряпина Н.Ю., руководителей управлений транспортной безопасности федеральных агентств, представителей учебных центров профессиональной подготовки, транспортных предприятий, аттестующих организаций, общественных организаций, СМИ, производителей аппаратно –программных комплексов для  использования в системе аттестации сил ОТБ.

В ходе прозвучавших выступлений и обсуждений было отмечено:

На  данном этапе, в целях реализации  Постановления №172 Правительства РФ Минтрансом России разработаны и Минюстом зарегистрированы ведомственные приказы:

  • от 14.10.2015 г. №306 «Об утверждении Перечня отдельных категорий лиц, привлекаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих работу, проведение аттестации которых предшествует обработка персональных данных»;
  • от 14.10.2015 г. № 307 «Об утверждении формы свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»;
  • от 3.11.2015 г. №325«Об утверждении документов, связанных с аттестацией сил обеспечения  транспортной безопасности и обработкой персональных данных отдельных категорий лиц, привлекаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих работу, проведение аттестации которых предшествует обработка персональных данных».
  • т 21 августа 2014 г. N 231 г. «Об утверждении Требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности».
  • Приказ   МВД РФ  от 21.12.2015 г. №1203 «О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности (заключения о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности».

Тем самым, учитывая позицию Минтранса России, все необходимые нормативные акты, которые необходимы федеральным агентствам  для реализации  Постановления №172 изданы.

Вместе с тем имеет место незавершенность  отраслевыми агентствами разработок и госрегистарации в Минюсте России всех необходимых  подзаконных нормативных документов, что не позволяет начать необходимую практическую работу по проведении аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

Это касается необходимости подготовки и утверждения агентствами подзаконных нормативных актов:

  • перечня вопросов, подлежащих применению органами аттестации (аттестующими организациями) для проверки соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц при проведении аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте;
  • требований к средствам аудио- и видеофиксации и Порядка их использования в ходе аттестации сил обеспечения транспортной безопасности;
  • методики проверки соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, в том числе критериев оценки результатов обследования, направленного на изучение и выявление личностных (психофизических) качеств отдельных категорий аттестуемых лиц;
  • порядка присвоения уникального идентификационного номера аттестуемым лицам при проведении аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на морском и речном транспорте;
  • регламентирующих документов, регулирующих полномочия агентств в данной сфере;

Неготовность всей необходимой нормативной базы на уровне агентств «тормозит» начало работы по проведению аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

Отсутствует единое понимание в вопросах обучения и подготовки специалистов для подразделений транспортной безопасности, использования программ обучения, ценообразования.

В системе воздушного транспорта не решены в полной мере вопросы гармонизации законодательства, сочетания программ  по транспортной безопасности и авиационной безопасности. С одной стороны это Закон ФЗ-16 «О транспортной безопасности» с другой 60-ФЗ от 19.03.1997 г. «Воздушный кодекс». Стоит задача исключения дублирования, снижения нагрузки на ответственных лиц особенно командиров воздушных судов (КВС) по вопросам, не связанным с их основной деятельностью.  Прозвучали предложения по введению «модульного способа обучения», введения в данной сфере «профстандарта». Решение данных задач позволит в целом исключить необходимость двойного обучения КВС, обеспечив целевое обучение в отношении ответственных за обеспечение транспортной безопасности, устранить дополнительную финансовую нагрузку на субъекты ТИ.

Обращено внимание на необходимость исключения из образовательного процесса обучения сил ОТБ  различного рода структур, позиционирующих себя в качестве центров обучения сил ОТБ, но  не имеющих необходимого квалифицированного состава преподавателей и материальной базы, способных обеспечить уровень профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающий прохождение проверок при аттестации.

С учетом высоких аттестационных требований к знаниям, умениям и навыка сил ОТБ и существенных финансовых затрат на обучение и аттестацию  субъектам транспортной инфраструктуры рекомендовано более тщательно подходить к выбору образовательных центров обучения и подготовки сил ОТБ и тесно контактировать с  компетентными органами по вопросам выбора обучающих организаций.

В ходе дискуссий участниками форума поднимались вопросы о  необходимости более четкого понимания нормативных требований к юридическому лицу, претендующему стать  аттестующей организацией, как в части аккредитации так и обеспечения процесса их практической деятельности; внесения корректив  в Приказ  Минтранса России   от 21 августа 2014 г. N 231 г. в части выявления обозначенных факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения.

Представитель Ассоциации «Национальная безопасность» проинформировал о  разработанном для аттестации сил ОТБ аппаратно-программном комплексе «АСОТТБ», принятом уже для эксплуатации «Росморречфлотом».  Комплекс включает автоматизированные рабочие места операторов органов аттестации и аттестующих организаций, позволяет выполнить комплекс мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства №172 от 26.02.2015 г., позволяет в автоматизированном режиме проводить все виды проверок (включая психологическое тестирование с использованием программного комплекса программного  комплекса «Экспертная  Психодиагностика» (ПК«ЭксПД») на соответствие кандидата положениям Приказа Минтранса России № 231 от 22.08.2014 г., обеспечивающим в автоматизированном режиме все процедуры проверки  и документооборот при аттестации сил ОТБ (от подачи субьектом транспортной инфраструктуры  заявления на аттестацию персонала сил ОТБ до выдачи аттестационного свидетельства).  Заложенные в комплекс решения позволяют в короткий срок адаптировать его возможности  к применению на других видах транспорта.

Представитель Некоммерческого партнерства «Международное транспортное Бюро» (НП «МТБ») проинформировал о полной  готовности для использования в системе аттестации разработанного НП «МТБ»  ПК «ЭксПД» для психологического тестирования, измерения и оценок на предмет соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности нормативным требованиям, установленным Минтрансом Российской Федерации.   При этом, программные комплексы  «АСОТТБ» и «ЭксПД» ранее уже демонстрировались представителя Минтранса и его отраслевых агентств, ФСБ и МВД, Ространснадзора и Росфинмониторинга, ОАО «РЖД» и другим субьектам транспортной инфаструктуры, причастных к обеспечению транспортной безопасности.     ПК «ЭксПД  на данный период имеет все правоустанавливающие документы (свидетельство «Агентства по интеллектуальной собственности» («Роспатент»),официальное экспертное заключение федерального государственного учреждения «Института психологии» Российской Академии наук), подтверждающие требования  Приказа Минтранса России №231,возможность  его использования в качестве инструментального средства психологического тестирования сил ОТБ.

Практическое использование ПК «ЭксПД» органами аттестации и аттестующими организациями осуществляется при наличии лицензионного соглашения с НП «МТБ». С учетом соответствия ПК«ЭксПД» законодательно-нормативным требованиям он уже может   представляться в компетентные органы (отраслевые агентства) для получения аккредитации аттестующими организациями.

Представитель ЗАО «НПЦ «ДИП» представил базовый автоматизированный программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр» используемый в структурах различных ведомств.

Вместе с тем, по оценке ряда экспертов, использовать его для психологического тестирования сил ОТБ на данном этапе не представляется возможным из-за отсутствия профессионально-ориентированного для проведения персонала сил ОТБ пакета психометрических тестов, обеспечивающих выявление, измерение и оценку предусмотренных Приказом Минтранса России №231 психологических качеств. В свою очередь,  для  создания такого пакета потребуется большой объем практических психологических тестирований по  каждой из 5 групп сил ОТБ с последующим проведением научно-исследовательских работ по выработке оценочных тестовых норм и подтверждения соответствия вышеуказанного пакета психометрических тестов научно обоснованным требованиям по критериям надежности (достоверности), валидности и стандартизации, на основе профессиональной адаптации  в соответствии с требованиями Приказа Минтранса №231.

Также на форуме был представлен программный продукт «Автоматизированная информационная система учета подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»  (разработчик- ООО «НПЦ»Бюджет-21».

И в данной области еще имеется ряд нерешенных вопросов нормативного и организационного характера.

Тем самым,  актуальные и проблемные вопросы подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», которые были  обсуждены  на состоявшемся форуме, выработанные   предложения по их решению, по мнению фонда «Транспортная безопасность» требуют дальнейшего обсуждения с участием заинтересованных представителей транспортного сообщества.

Фонд предлагает на площадке сайта ФТБ обсуждение проблемных вопросов для выработки предложений по практической реализации положений законодательства Российской Федерации в области подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

С этой целью предлагаем направлять в адрес ФТБ свои комментарии и вопросы, которые могут быть рассмотрены с привлечением экспертов ФТБ,  предложены варианты их решений.

 

 

Фонд «Транспортной безопасности»

Н.П. Довгопол, В.А.Якушков