РЕЗОЛЮЦИЯ V ЯЛТИНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ « ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

10-11 октября 2019 года в г. Ялта Фонд «Транспортная безопасность» при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Министерства транспорта Республики Крым провел V Ежегодную конференцию «Транспортная безопасность в Российской Федерации» (далее — Конференция). 

 Целью Конференции явилось информирование субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков о текущем состоянии нормативного правового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности, а также о практическом применении законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

1.      Было отмечено, что регламентированные законодательством процедуры подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности требуют дальнейшего совершенствования с учетом правоприменительной практики.

  Опыт практической работы по оказанию услуг в области ОТБ позволяет сделать вывод о необходимости принятия ряда  решений по совершенствованию законодательства в сфере подготовки и аттестации сил ОТБ, а также целесообразности рассмотрения альтернативных подходов к организации этих процессов, позволяющих оптимизировать затраты субъектов транспортной инфраструктуры (далее — СТИ) и повысить качественный уровень защиты объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС).

 Отмечено, что   разработка основных программ профессионального обучения по причине отсутствия у ряда работников профессионального образования для всех восьми категорий сил ОТБ нецелесообразна.  Представляется целесообразным осуществлять подготовку в рамках основных программ профессионального обучения работников ПТБ, включенных в состав группы быстрого реагирования, осуществляющих досмотр, дополнительный и повторный досмотр, наблюдение и собеседование в целях ОТБ.

Помимо разработки программ (программы) обучения, изначально требуется принять принципиальное решение — включать ли в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, все три  категории либо вводить универсальную профессию по аналогии с охранником, например, работник ПТБ.   

  Отмечается, что второй подход позволит упростить процесс подготовки и более гибко выполнять пожелание представителей  СТИ, ПТБ в части касающейся подготовки одного работника по всем трем направлениям. Учитывая право образовательной организации дополнять типовую программу обучения, которая будет универсальной, сам механизм подготовки также станет более рыночно-ориентированным, позволит не дробить программы, а внедрять принцип модульного обучения, сделает учебный процесс прикладным. 

1.1.  Правоприменительная практика   аттестации сил ОТБ свидетельствует о ряде сложностей в ходе ее организации и проведения.  Представители хозяйствующих субъектов закономерно задают вопрос о целесообразности аккредитации ПТБ и аттестации в нескольких федеральных агентствах работников, функции которых в зависимости от принадлежности объекта или транспортного средства к конкретному виду транспорта принципиально не меняются.

Так, например работники служб авиационной безопасности (подразделений транспортной безопасности на воздушном транспорте), осуществляющие досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности и имеющие значительный уровень подготовки (знаний и умений) при смене места работы на предприятие иного вида транспорта на аналогичную работу, обязаны пройти повторные процедуры подготовки и аттестации. 

Представляется целесообразным скорректировать нормы законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, предусматривающими, что при прохождении аттестации (получение свидетельство об аккредитации) ряда категорий сил ОТБ в одном из органов аттестации, данное свидетельство действительно и на иных видах транспорта.

Подобный анализ представляется целесообразным провести Минтрансу России с участием подведомственных федеральных агентств и Ространснадзора, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций.

1.2. Также участниками Конференции было отмечено о нормативном правовом закреплении необходимости: 

      — права физического (аттестуемого) лица самостоятельно проходить подготовку и аттестацию по аналогии с кандидатами на работу в ЧОП (отнесения его к «заявителю»);

     —  определения порядка выдачи органом аттестации дубликата и/или копии свидетельства о прохождении аттестации аттестованному лицу;

      — определения органа, уполномоченного выносить решение (представление) о внеочередной аттестации;

      — определения порядка документирования решение о внеочередной аттестации и ее проведения (закрепление порядка аннулирования свидетельства об аттестации).

1.3.    Представители перевозчиков из числа участников Конференции предлагают  Минтрансу России скорректировать нормативную правовую базу по определению отдельного, упрощенного порядка подготовки и аттестации персонала субъектов транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности, из числа членов экипажей транспортных средств, имеющих малочисленный состав с целью минимизации  финансовых затрат предприятий  на выполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности. 

 2. Представителями ПТБ и СТИ было отмечено, что в соответствии с законодательством в области обеспечения транспортной безопасности защита объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства осуществляется подразделениями транспортной безопасности.

При этом отдельные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства помимо защиты от актов незаконного вмешательства подлежат охране подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта.

 В этой связи у субъектов транспортной инфраструктуры возникают двойные финансовые затраты — на привлечение подразделений транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства и подразделений ведомственной охраны для защиты от противоправных посягательств в рамках охраны объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств. 

 В целях оптимизации указанных финансовых затрат субъектов транспортной инфраструктуры, предлагается установить, что в рамках защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры       и (или) транспортных средств обеспечивается в том числе их защита от противоправных посягательств. Данная поправка позволит исключить дублирование мероприятий, связанных с защитой ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства и охраной транспортного комплекса. 

3.  Представителями СТИ г. Москвы и Московской области отмечена необходимость отнесения остановочных пунктов «Московские центральные диаметры» к некатегорированным объектам транспортной инфраструктуры с применением к ним единых минимальных требований, с этой целью:

—  внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2016 № 686 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры» закрепив в нем понятие данной категории остановочного пункта и предусмотрев их внесение в проекты  приказов Минтранса России  «Об определении зданий, строений, сооружений, обеспечивающих управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями»  и «Об определении объектов систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта», предусмотренных к изданию в развитие положений Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» (далее -ФЗ-270). —

—  в первоочередном порядке внести поправку в Приказ Минтранса России от 23.07.15г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» внести корректировку в отношении изменения «Перечней оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть»,  в части исключения нормы, обязывающей субъектов транспортной инфраструктуры идентифицировать опасные химические и биологические агенты с учетом положений ФЗ-270.

4.  Иные предложения участников Конференции требуют дополнительной проработки экспертами Фонда «Транспортная безопасность» с целью определения целесообразности их реализации при условии поддержания соответствующего уровня защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.