В классификаторе не упоминаются.

0
92

Вопросы подготовки кадров для обеспечения транспортной безопасности обрели особую актуальность с момента принятия соответствующего Федерального закона (от 09.02. 2007г. №16-ФЗ).

Хочется поделиться некоторыми соображениями, основанными на опыте нашей организации, которой выполнена оценка уязвимости более 300 объектов воздушного, железнодорожного, морского транспорта и метрополитена. В ходе этой работы велось изучение существующего комплекса мер по защите объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) от угроз совершения актов незаконного вмешательства (АНВ).

На наш взгляд, одним из ключевых негативных факторов сегодня является недостаточная компетентность кадров при отсутствие типовых программ дополнительной профессиональной подготовки должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, а также персонала, непосредственно занятого данной деятельностью.

Что-то, конечно, делается, но системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области транспортной безопасности у нас нет.

В этой связи мы считаем нелишним изучение международного опыта в области профессиональной подготовки сил транспортной безопасности.

В США, например, вопросы подготовки персонала в этой сфере, в особенности после событий 11 сентября 2001 года, являются вопросами приоритетной важности в рамках повышения общенациональной безопасности. Департаментом внутренней безопасности на регулярной основе проводится анализ программ подготовки, разработанных при участии и прошедших согласование в федеральных правительственных структурах, в частности в Администрации транспортной безопасности (TSA) и Федеральном Агентстве по управлению чрезвычайными ситуациями (FEMA).

Исследования имеют своей основной целью изучение двух основных направлений, а именно: потребности в обучении и методы обучения. Что касается задач обучения, а также определения целевых групп, нуждающихся в специализированной профессиональной подготовке, мнения специалистов более или менее единообразны.

Как правило, весь персонал, принимающий участие в обеспечении транспортной безопасности, разделяют на три группы: управленческий персонал, реализующий персонал – сотрудники, принимающие непосредственное участие в обеспечении транспортной безопасности («фронт-линия»), и – реагирующие лица, ответственные за принятие ответных мер в случае совершения актов незаконного вмешательства.

Каждая из этих групп проходит профильную подготовку и переподготовку по специальным программам.

 

Ясно, что для четкой и эффективной организации подготовки должностных лиц, а также различных категорий персонала сил транспортной безопасности, и у нас должны быть разработаны и утверждены соответствующие программы, которые позволят обеспечивать определенные комплексы знаний и навыков, а именно:

  1. знание требований нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
  2. знание принципов и правил деятельности субъектов транспортной инфраструктуры по разработке и реализации системы мер по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта;
  3. знание принципов и правил деятельности субъектов транспортной инфраструктуры, в рамках решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте;
  4. знание методов прогнозирования и оценки обстановки при совершении актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  5. обладание навыками разработки планов по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства по видам транспорта и его реализации;
  6. обладание навыками в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте.

Однако необходимо понимать, что базовые учебные программы, которые определяют минимальный необходимый объем знаний и навыков всех специалистов и должностных лиц, действующих в сфере транспортной безопасности, должны быть адаптированы не только к узкопрофессиональным требованиям и задачам в рамках определенной должностной категории, но и учитывать специфику различных областей транспортного комплекса.

Можно принять за основу будущих программ и международный стандарт ИСО 28000 (менеджмент цепи поставок), который, как нам представляется, наиболее соответствует требованиям закона № 16-ФЗ и включает в себя такие ключевые моменты, как технические условия для систем менеджмента безопасности цепи поставок, требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности и так далее.

Этот стандарт достаточно полно описывает вопросы безопасного функционирования транспортно-технологического комплекса, как единой и глубоко интегрированной системы.

Сторонники «унифицированного» подхода подготовки кадров ТБ считают возможным и достаточным разработку единых программ, которые будут утверждены на общегосударственном уровне и иметь одинаковую силу на всей территории России и в отношении всех категорий СТИ, ОТИ и ТС, но на практике задача настолько многогранна, что слишком общие, либо однобокие подходы к ней неприменимы.

Логика диктует несколько уровней подготовки, нисходящих от общего к частному. К примеру, главные нормативные правовые акты в сфере транспортной безопасности обязаны знать все работники сил транспортной безопасности, а вот специфику защиты от незаконного вмешательства конкретного железнодорожного вокзала, морского порта или аэропорта должны изучать лишь те из них, кто работает на данных объектах.

    Тема заслуживает самого серьезного внимания на уровне государства и отрасли, активного участия научных центров морского, и воздушного транспорта и требует заинтересованных действий всех профессиональных участников транспортного процесса

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.