НА ХОЛОСТОМ ХОДУ

0
648

Эксперты критически оценивают шаги руководства РЖД по повышению эффективности деятельности монополии

Реформирование РЖД, направленное на демонополизацию железнодорожных перевозок, продолжится, заявил в минувший вторник президент РФ Владимир Путин. Вероятно, этому будет способствовать пока не подтвержденное официально возвращение в компанию на правах советника ее первого президента Геннадия Фадеева. Эксперты единодушны в том, что с монопольной «махиной» РЖД надо что-то делать, но отмечают, что до сих пор реформирование главного перевозчика страны постоянно пробуксовывало.

Напомним, что в конце августа текущего года возглавлявший компанию РЖД более 10 лет Владимир Якунин подал в отставку, в том числе и из-за несогласия с требованиями правительства о сокращении издержек и пересмотре механизма формирования тарифов. Теперь надежды на реформирование компании связывают со сменившим Якунина на этом посту Олегом Белозеровым, бывшим первым заместителем Министра транспорта.

В настоящее время Минэкономразвития (МЭР) и Минтранс при содействии представителей частного бизнеса готовят целевую модель развития железнодорожных грузовых перевозок. Ее окончательный вариант должен быть представлен вице-премьеру Аркадию Дворковичу в первом квартале 2016 года. Еще в сентябре этого года МЭР выступило за разделение РЖД на две компании и выделение в дочернюю компанию локомотивного хозяйства. Ведомство мотивировало это необходимостью повысить прозрачность двух основных составляющих бизнеса РЖД – инфраструктурного и локомотивного.

Аналитик «ВТБ Капитала» Дмитрий Сорокин отметил в разговоре с «НИ», что в настоящий момент комбинированный тариф на перевозки грузов, включающий и инфраструктурную, и локомотивную составляющую, как раз обеспечивает отсутствие прозрачной структуры доходной составляющей компании. И все будет зависеть от того, как это предложение будет доработано.

Между тем Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД предложил даже более радикальный по сравнению с МЭР вариант – создать 3–5 частных перевозчиков, которые бы заняли к 2018 году до 20% рынка. Более того, создание частных перевозчиков предусмотрено условиями структурной реформы РЖД на 2011– 2015 годы, но они так до сих пор и не появились. Хотя за то, чтобы они появились и работали в конкурентной среде, выступал еще первый президент компании Геннадий Фадеев в начале 2000-х. Начатый процесс преобразования должен был завершиться в 2006 году, но с приходом на место главы компании в 2005 году Владимира Якунина движение в эту сторону остановилось на долгие 10 лет.

Теперь к теме реформирования отрасли решено вернуться. Во всяком случае новый президент РЖД Олег Белозеров своей ключевой задачей обозначил повышение эффективности компании, «в том числе на социально ориентированных направлениях, перевозке грузов, на повышении скорости движения и на повышении эффективности инвестиций в отрасль».

В то же время Владимир Путин назвал неубедительными аргументы РЖД о том, что компания «не может и не должна выпускать из своих рук некоторые элементы этого бизнеса», так как дальнейшая либерализация рынка железнодорожных перевозок «востребована, ее нужно доработать и осуществить». И, по мнению экспертов, возвращение 78-летнего Фадеева в компанию может свидетельствовать о переориентации РЖД на путь реформирования.

Но очевидно, что за один месяц столь глобальных изменений добиться невозможно, и потому компания все так же требует непомерных финансовых вливаний со стороны государства. В настоящий момент, по словам Олега Белозерова, РЖД нуждается на 2016 год в субсидиях в размере 22 млрд. руб. при условии одновременного повышения грузовых тарифов на 10%.

Однако Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступает категорически против субсидирования в подобных объемах, так как отмечает их необоснованность и раздутость. Ведомство рекомендует РЖД уменьшать свои нецелевые издержки – в частности, на футбольную команду «Локомотив», собственное ТВ и прочие проекты, не имеющие отношения к железнодорожным перевозкам.

Очевидно, в нынешних условиях проигнорировать это требование РЖД не может: в начале сентября появилась информация о планах компании сократить инвестиционную программу на будущий год на 13% – до 430 млрд. руб. Ясно, что железнодорожной компании придется еще туже затянуть пояса, но эксперты сомневаются в том, что это подтолкнет РЖД к повышению эффективности ее деятельности.

Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак высказал «НИ» мнение, что из-за изначальной – еще со времен Советского Союза – нацеленности железнодорожной отрасли в первую очередь на переброску войск от одной границы до другой и обеспечение обороноспособности страны, которую РЖД унаследовала, в нынешних условиях она просто не может показать сколь-нибудь экономически разумные параметры.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.