«РЖД» потерпят только год

0
90

Компания рассчитывает получить из бюджета в 2017-2018 годах 80 млрд рублей.

Финансовый план «РЖД» на 2016 г., который монополия на прошлой неделе внесла в правительство, впервые с 2013 г. не предполагает субсидий на «поддержание финансовой устойчивости». При этом тарифы будут повышены на приемлемые 10%. Но в 2017 и 2018 гг. «РЖД» без субсидий в 40 млрд руб. не обойтись, говорится в пояснительной записке к инвестиционной программе и финплану монополии на 2016 и 2017-2018 гг. Кроме того, монополия уверяет, что «дальнейшее снижение затрат представляется маловероятным». Правда, индексация тарифов в 2017 и 2018 гг. будет на уровне 4,5%, прогнозируют «РЖД». Представитель «РЖД» от комментариев отказался.

«Субсидия в данном случае носит не директивный, а индикативный характер и фиксирует прогнозируемые финансовые риски в ухудшающихся макроэкономических условиях, – поясняет сотрудник «РЖД». – В случае изменения экономической ситуации этот параметр может быть пересмотрен, и, возможно, вообще субсидий не потребуется».

Доходы от перевозок в 2017-2018 гг. вырастут на 5,7% (до 1,55 трлн руб.) и 5,3% (до 1,63 трлн руб.) соответственно. Расходы на организацию перевозок – на 7,6% (до 1,46 трлн руб.) и 6,6% (до 1,55 трлн руб.) соответственно. С учетом 40 млрд руб. субсидий «РЖД» в 2017 г. получат прибыль в 13,2 млрд руб., в 2018 г. – 5,5 млрд руб. Инвестпрограмма монополии в 2017 г. составит 330 млрд руб., в 2018 г. – 300 млрд руб. В 2016 г. «РЖД» инвестируют 432 млрд руб.

«РЖД» предполагают сохранить в 2017-2018 гг. дополнительное повышение тарифов на экспортные (на 13,4%) и внутрироссийские (на 7,4%) перевозки дизтоплива, говорится в материалах монополии. Это принесет компании 36,8 млрд руб. в 2017 г. и 38,4 млрд руб. в 2018 г.

«Продление действия повышающего коэффициента значительно снизит конкурентоспособность российской продукции, поставляемой на внешние рынки, что противоречит интересам России как страны-экспортера. Грузоотправители пошли навстречу «РЖД», признав допустимым единовременное повышение железнодорожного тарифа с 1 января 2016 г. на 10%, и мы рассчитываем на ответные шаги навстречу со стороны руководства «РЖД», – недоволен топ-менеджер одной из компаний-грузоотправителей.

 

Аппетит падает

Весной (тогда президентом «РЖД» был Владимир Якунин) монополия просила 140 млрд руб. субсидий, если тариф в 2016 г. будет проиндексирован на 7,5%, 67,5 млрд руб. при 13%-ной индексации и 24,1 млрд руб. – при увеличении тарифов на 15,7%.

В сентябре «РЖД» направляли в правительство проект финплана, в котором предполагалась субсидия в 40 млрд руб. и в 2016 г. При этом индексация тарифов была 10%. Но спустя месяц монополия пересмотрела финплан на следующий год, и теперь он субсидий не предполагает. Компенсировать отсутствие субсидирования «РЖД» поможет льгота по налогу на имущество (принесет компании 22,8 млрд руб.). К тому же «РЖД» пересмотрели прогноз по расходам в 2016 г., связанным с перевозками, – они снизились с 1,3 трлн до 1,27 трлн руб. – и планирует сэкономить на закупках, говорится в материалах монополии.

Представитель Минэкономразвития сказал, что сейчас рассматривается однолетний финплан компании на 2016 г. Его коллеги из других профильных министерств – Минфина и Минтранса – на вопросы «Ведомостей» не ответили.

«В 2016 г. «РЖД» пришлось сверстать финплан без субсидий из-за давления на новое руководство со стороны правительства, которое требует сокращения издержек и повышения эффективности. Но не факт, что и в 2017 г. монополия получит субсидии – скорее всего «РЖД» получат повышение тарифа больше чем на 4,5%», – говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Решить проблему субсидирования «РЖД» может, по мнению эксперта, новый тарифный прейскурант.

Новый прейскурант должен устранить перекрестное субсидирование между более дорогими грузами, нефтяными например, и дешевыми, такими как уголь, – которое есть в действующем тарифном руководстве, полагает один из контрагентов «РЖД». То, что «РЖД» вынуждены возить дешевые грузы на дальние расстояния, делает такую перевозку убыточной, уточняет он.

Возможно, государству и не придется помогать «РЖД» в 2017-2018 гг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.