ЕГИС ОТБ

0
284

Современные проблемы как геополитики, так и укрепления внутренней безопасности государства, актуальны и для транспортного комплекса. Сегодняшний день создает новые вызовы, на которые силам, ответственным за безопасность, необходимо давать оперативные ответы. Международный терроризм, выбирающий своей мишенью объекты транспортной инфраструктуры как места большого скопления людей, усилившиеся угрозы несанкционированного доступа к системам управления транспортного комплекса – все это заставляет руководство страны принимать особые меры для обеспечения транспортной безопасности.

Специфика транспортного комплекса в плане уязвимости от террористических проявлений заключается в его большой протяженности, наличии постоянного потока пассажиров, большого количества субъектов и объектов обеспечения перевозочной деятельности и транспортных средств, сложности технологического процесса функционирования.

Для того чтобы эффективно решать проблемы транспортной безопасности, необходимо наличие полной и достоверной информациио ней, оперативное предоставление ее всем заинтересованным органам и организациям, обеспечивающее принятие ими всеобъемлющих, скоординированных и последовательных мер в области транспортной безопасности на федеральном, региональном и объектовом уровнях.

Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлены правовые и организационные основы транспортной безопасности в нашей стране. Требованиястатьи 11 указанного закона, регламентирующей информационное обеспечение федеральных органов исполнительной власти в области транспортной безопасности,реализуются в т.ч. путем разработки и внедрения единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) и ее функциональных расширений: системы сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры и координационного центра Минтранса России.

Начало создания ЕГИС ОТБ положено в рамках реализации одного из приоритетных направлений Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте(КПОБНТ)- «Создание системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения транспортной безопасности в единое защищенное закрытое информационное пространство». КПОБНТ утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области создания и функционирования ЕГИС ОТБ является Министерство транспорта Российской Федерации.

Исполнителем работ по реализации направления 5 Программы по созданию системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте распоряжением Президента Российской Федерации от 30.11.2011 № 777-рп определено Федеральное государственное унитарное предприятие «ЗащитаИнфоТранс»(ФГУП «ЗащитаИнфоТранс») Министерства транспорта Российской Федерации.

Целью создания Системы является сбор, накопление и обработка с использованием современных информационно-коммуникационных технологий информации в интересах:

информационной поддержки деятельности должностных лиц Министерства транспорта Российской Федерации, подведомственных ему федеральных агентств и службы, принимающих решения по вопросам транспортной безопасности;

информационного обеспечения деятельности уполномоченного органа  по формированию государственной политики, разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области транспортной безопасности и нормативно-правовому обеспечению деятельности органов государственной власти и хозяйствующих субъектов в области транспортной безопасности;

информационного обеспечения текущей деятельности подразделений Минтранса России и подведомственных ему федеральных агентств и службы в области транспортной безопасности;

информационного обеспечения деятельности уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти в области транспортной безопасности в рамках установленной сферы деятельности, в том числе связанной с обработкой персональных данных о пассажирах всех видов транспорта;

предоставления государственных информационных услуг в объемах и с качеством, обеспечивающим решение задач транспортной безопасности, установленных Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

В целях доведения информации о работе данной Системы до максимального количества заинтересованных лиц (ответственных сотрудников, пользователей и т.п.), Фондом «ТБ» получены комментарии по проекту ЕГИС ОТБ от руководителя работ по ее созданию –директора Дирекции  по информационным технологиям ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»Е.П. Шабурова.

Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности была создана в период 2011-2013 годов, введена в эксплуатацию в 2014 году, и в настоящее время развивается с учетом изменений законодательства. ЕГИС ОТБ представляет собой государственную территориально распределенную информационную систему в защищенном исполнении, которая охватывает 8 объектов федерального и 30 – регионального уровней, размещенных на территории всех федеральных округов и объединенных защищенными каналами связи, с которой сопряжены тысячи информационных систем российских и иностранных субъектов транспортной деятельности, а также информационные системы ряда федеральных органов исполнительной власти. Система включает контура сбора и обработки персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств, а также конфиденциальной информации по вопросам транспортной безопасности.

Надо отметить, что системы, подобные ЕГИС ОТБ, в мире начали создаваться в начале 90-ых годов. На начальном этапе Российской Федерации свои услуги активно предлагали ведущие мировые производители из США, Европы и Израиля, в частности, IBM, SITA, которые создавали подобные системы для ряда других государств. Однако ЕГИС ОТБ была создана силами российских разработчиков. Это для нас – большая инновационная работа. Подобного опыта ранее в стране не было.

В результате работ по созданию Системы:

в Москве и Подмосковье развернуты 2 федеральных центра обработки данных (основной и резервный), оборудованные для непрерывной и надежной обработки больших потоков конфиденциальной информации, со службами эксплуатации, технической поддержки, контакт-центром;

развернуты ведомственные сегменты ЕГИС ОТБ в подразделениях транспортной безопасности Минтранса России и подведомственных агентств и службы;

развернуты и подключены к централизованным базам данных 30 территориальных органов федеральных агентств и службы;

обеспечено сопряжение с внешними информационными системами ФСБ России и МВД России;

создана инфраструктура для сбора персональных данных о пассажирах и членах экипажей всех видов транспорта, в том числе обеспечено сопряжение и информационное взаимодействие с глобальной отраслевой телекоммуникационной системой на воздушном транспорте SITA;

эти данные в реальном масштабе времени передаются уполномоченным федеральным органам.

Приведу некоторые количественные показатели по практическому использованию Cистемы.

В части федеральных баз данных о пассажирах и экипажах транспортных средств — обеспечен постоянный сбор данных и их предоставление соответствующим уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России, в том числе в течение текущего года:

  • в части воздушного транспорта — по рейсам 278 авиакомпаний, из них 171 – иностранных (за весь период – более 500 авиакомпаний);
  • в части автомобильного транспорта — по рейсам около 3300 автоперевозчиков (включая перевозки по регулярным маршрутам и непосредственно заказные);
  • в части железнодорожного транспорта – от АСУ «Экспресс-3» ОАО «РЖД» (в полном составе данные всех региональных центров).

В целом в эти базы передают данные перевозчики 120 стран мира, в том числе всех стран Евросоюза и других стран Европы, несмотря на активное противодействие, которые они нам оказывали в 2013 году, и несмотря на текущую политическую ситуацию.Надо сказать, что это – уникальный опыт в России, который был замечен и обсуждался в Совете Федерации Федерального собрания.

За два года эксплуатации в ЕГИС ОТБ поступило почти 3 млрд. записей о регистрируемых операциях по пассажирским перевозкам.

В рамках ЕГИС ОТБ формируются и ведутся различные информационные ресурсы в интересах обеспечения деятельности компетентных органов и подразделений транспортной безопасности, в том числе по задачам категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, оценке их уязвимости, планам транспортной безопасности, аккредитации специализированных организаций, аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и другим вопросам.

Более чем 310 сотрудникам подразделений транспортной безопасности предоставлен доступ и обеспечена коллективная работа с централизованными ресурсами по транспортной безопасности.

В ходе работы в базы ЕГИС ОТБ внесены данные по более чем 300 специализированным организациям, 7 000 субъектам, 61 500 объектам транспортной инфраструктуры, 101 000 транспортным средствам, а также соответствующие материалы по оценке их уязвимостей, планам, другим вопросам транспортной безопасности. Информационные ресурсы постоянно и активно пополняются.

С использованием ЕГИС ОТБ органы  Ространснадзора, а также ФСБ и Прокуратуры осуществляют масштабные проверки порядка передачи данных о пассажирах. Так, за первые пять месяцев 2016 года оператором эксплуатации ЕГИС ОТБ – ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» по 650 запросам вышеуказанных органов подготовлено более 1000 справок.

ФСБ России и МВД России, как потребители информации ЕГИС ОТБ, в свою очередь также отмечают большое значение и высокую эффективность использования ЕГИС ОТБ в интересах обеспечения безопасности транспортного комплекса, а также таких массовых спортивных мероприятий как Олимпиада в Сочи и предстоящий Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 г.

Результаты работ по созданию ЕГИС ОТБ получили высокую оценку государственных органов, транспортной отрасли и экспертного сообщества. ЕГИС ОТБ была отмечена национальными премиями «Транспортная безопасность 2015» как лучший инновационный продукт и «За укрепление безопасности России» ЗУБР-2015 в категории «Антитеррор».

Развитие Системы продолжается и не останавливается на достигнутых результатах.  На основе постоянно развивающейся нормативной правовой базы по вопросам транспортной безопасности, ведутся работы и по расширению информационно-функциональных возможностей Системы.

Так, в соответствии с Постановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 26 февраля 2015 г. №172«О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»,которым установлено, что информационное обеспечение деятельности по аттестации осуществляется с использованием инфраструктуры ЕГИС ОТБ, а также большим количеством связанных с ним нормативных правовых актов Минтранса России и федеральных агентств, разработан пилотный проект подсистемы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (ПАТ). Данная подсистема позволит автоматизировать основные этапыдостаточно трудоемкого и ресурсозатратногопроцесса аттестации (от подачи заявления на аттестацию, получения заключения ОВД, обработки персональных данных, принятия решения о допуске к проверкам, регистрации результатов проверок и материалов аудио- видео фиксации до оформления и выдачи свидетельства об аттестации), а также расширить единое информационное пространство транспортной безопасностиЕГИС ОТБ новыми информационными массивами по аттестации сил ОТБ, основными из которых являются:

  • реестр сил обеспечения транспортной безопасности;
  • реестр личных дел аттестуемых;
  • реестр органов аттестации и аттестующих организаций;
  • архив материалов аудио-видеофиксации проверок;
  • архив результатов проверок;

и др.

Надо отметить, что подсистема аттестации сил ОТБ не предназначена для проведения самих проверок (тестирования) аттестуемых. Связано это с тем, что в настоящее время, разработано достаточное количество профессиональных программно-аппаратных комплексов для проведения различного тестирования от разных производителей. Однако, как уже упоминалось, результаты проведения проверок (результаты тестирования) должны сохраняться в подсистеме аттестации сил ОТБ. Для автоматизированного взаимодействия с подобными информационными системами проведения проверок (ИС ПП) разработан регламент информационного взаимодействия, предусматривающий передачу из ЕГИС ОТБ в ИС ПП перечня аттестуемыхлиц, допущенных к проведению проверок, а из ИС ПП в ЕГИС ОТБ – данных о результатах проверок и соответствующих материалов аудио- видеофиксации проверочных мероприятий.

В настоящее время разработан пилотный образец ПАТ на инфраструктуре ЕГИС ОТБ, который продемонстрирован во всех агентствах, в ряде органов аттестации и получил одобрение. Он сейчас находится в процессе тестирования и опытной эксплуатации, в том числе с участием органов аттестации (аттестующих организаций). По результатам опытной эксплуатации и аттестации ПАТ по требованиям информационной безопасности, подсистема будет введена в эксплуатацию. По словам Шабурова Е.П., планируемый срок ввода в эксплуатацию — конец 2016  года.

 

Дирекция ФТБ