IX Международный форум «Безопасность на транспорте»

0
785

           30-31 мая 2019 года в Санкт-Петербурге прошел IX Международный форум «Безопасность на транспорте», в работе которого приняли участие представители Фонда «Транспортная безопасность».

           На рабочей сессии «Обеспечение безопасности полетов и безопасное внедрение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в транспортную систему страны представителем Фонда представлен доклад на тему: «Беспилотные летательные аппараты как угроза транспортной безопасности: некоторые вопросы правового регулирования». 

            Было отмечено, что угроза использования БПЛА в террористических целях является потенциальной для транспортного комплекса, о чем свидетельствуют участившиеся случаи их использования на объектах транспорта.

           В этой связи российские производители начали создавать и внедрять  оборудование, позволяющее эффективно бороться с применяемыми в противоправных целях БПЛА. 

           Крайне актуальным, но непроработанным, остается вопрос отнесения подобного оборудования к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности, позволяющего предотвращать акты незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса путем использования БПЛА в противоправных целях. На сегодняшний день данный вид оборудования не отнесенк техническим средствам обеспечения транспортной безопасности и соответственно отсутствуют требования к его функциональным свойствам и процедуре сертификации, поскольку вопрос сертификации (лицензирования) использования данного вида оборудования также нормативно не определен. Поэтому, в соответствии с законодательством о транспортной безопасности, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики не обязаны его использовать и, соответственно, сертифицировать. 

           В соответствии с требованиями Федерального закона «О транспортной безопасности»[1](далее – ФЗ-16) субъект транспортной инфраструктуры обязан определить зону транспортной безопасности, в том числе ее воздушную часть, «для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных» (подпункт 1.1. пункта 1 статья 1 ФЗ-16 «О транспортной безопасности»).

           В качестве меры по правовому решению данного вопроса возможно инициирование обращения в Минтранс России с предложением о необходимости внесения поправок в постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» в части отнесения к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности оборудования для противодействия БПЛА, используемых в незаконных целях, а также определения категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (уровня их безопасности), на которых субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики будут обязаны предотвращать возможные акты незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, в том числе с использованием БПЛА.

           Фондом «Транспортная безопасность» в настоящее время проводится работа в данном направлении по изучению мнения субъектов транспортной инфраструктуры, по результатам которой планируется обращение в адрес Минтранса России.

           Выразить свое мнение по данной проблеме, а также направить обоснование предлагаемого ответа заинтересованные лица могут, пройдя электронный опрос на сайте Фонда.