Минтранс предложил тратить акцизы на углубление рек

0
51

Минтранс предложил создать речной фонд для обновления флота и углубления мелеющих рек, наполнять его должны сначала за счет части топливных акцизов, а затем и инфраструктурного сбора за пользование новой инфраструктурой. Ежегодный объем фонда может составлять 6 млрд руб. В отрасли и экспертном сообществе подтверждают, что состояние водных путей требует инвестиций, но опасаются, что сборы могут стать дополнительной нагрузкой на участников рынка.

Идею нового механизма финансирования внутреннего водного транспорта в РФ – речного фонда – высказал в пятницу в Астрахани замминистра транспорта Виктор Олерский на заседании профильной рабочей группы президиума Госсовета. Фонд может стать инструментом поддержки обновления флота, развития региональных инвестпроектов и водного туризма. Формировать фонд предлагается из топливного и инфраструктурного сборов. В частности, топливный сбор – «незначительное перераспределение будущего увеличения акциза на 0,09%», это «восемь с небольшим копеек за литр топлива». По оценкам Минтранса, сборы могут достичь 6 млрд руб. в год. Инфраструктурный сбор, по сути, возврат вложений в крупные инвестпроекты на водных путях, увеличивших загрузку флота. По словам чиновника, «разница загрузки до и после реализации проекта может служить базой для исчисления сбора».

В Минэкономики сообщили, что знают о предложениях. В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) поддерживают любые инициативы, которые стимулируют рост гражданских заказов на российских верфях. Там отметили, что, если средства речного фонда пойдут на решение проблем судоходства на внутренних путях, корпорация ожидает роста заказов на дноуглубительную технику, а затем – на грузовые и пассажирские суда класса «река-море». Источник «Ъ» в отрасли напомнил, что с 1 января введен акциз на средние дистилляты (в том числе светлое судовое топливо). По закону компании могут вернуть акциз, однако, говорит собеседник «Ъ», механизм был не до конца проработан и в первом квартале не работал. Тогда Минтранс и предложил часть собранных денег направлять на развитие рек. Но во втором квартале акциз уже возвращали. «Получается, что если часть акциза забирать, то возврат будет неполный, что может вызвать недовольство в отрасли и ведомствах»,– говорит он.

По данным Минтранса, сокращение затрат на внутренние водные пути в РФ за 25 лет снизило их длину на 30%, средняя глубина упала на четверть, до 1,7 м. Более половины судов не могут ходить с полной загрузкой, а потери проводной способности флота ежегодно достигают 46 млн тонн. В подпрограмме ФЦП по развитию транспорта в 2010-2020 годах на внутренний водный транспорт заложено 188,1 млрд руб. из бюджета и 39,2 млрд руб. из внебюджетных источников (в 2016 году – 15,7 млрд руб. и около 4 млрд руб. соответственно).

В Минтрансе напомнили, что в 2014-2015 годах из-за маловодности почти прекращалось свободное судоходство в районе Нижнего Новгорода. Как замечают в ОСК, на участке Городецких шлюзов недогруз танкеров – 30-36%. Перевозки по реке становятся неэффективными, новых заказов на суда «река-море» нет, несмотря на их средний возраст 33 года. В «РусГидро» напомнили, что Чебоксарское водохранилище не заполнено до проектной отметки 68 м и на участке Городец–Нижний Новгород есть «узкое место», где нормативные глубины не выдерживаются. Помощник президента РФ Игорь Левитин в июне сообщал о лимитирующих участках в Ленинградской области и на Дону. В конце июня он пояснил «Известиям», что для снятия ограничений может потребоваться 80 млрд руб.

Директор по развитию «Портньюс» Надежда Малышева соглашается, что мер по развитию судостроения недостаточно, нужны новые источники поддержки. Она напоминает, что с 2017 года должен заработать механизм судового утилизационного гранта, поддержку оказала бы пролонгация субсидирования ставки по судостроительным кредитам. Но, по словам эксперта, до создания речного фонда надо определиться с его наполнением, чтобы сборы не стали дополнительной нагрузкой для компаний.