Фонд «Транспортная безопасность» (далее — Фонд) при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета министров Республики Крым провел VII Ежегодную конференцию «Транспортная безопасность в Российской Федерации».
В ходе Конференции от участников поступили предложения по корректировке ряда нормативных правовых актов, в том числе с целью создания конкурентоспособной среды и оптимизации затрат хозяйствующих субъектов транспортного комплекса при обеспечении надлежащего уровня его защищенности.
1. Представителями субъектов транспортной инфраструктуры (ФГУП «Росморпорт», ФГБУ «АМП Черного моря») предложено Минтрансу России рассмотреть вопрос о внесении корректив в пункты 5, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1651 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию» (далее — Требования № 1651) в части касающейся:
— закрепления полномочий работников подразделений транспортной безопасности (далее-ПТБ) по реализации мер принуждения к ограничению или запрещению движения судов и плавсредств в границах акватории морского порта, а также совокупности указанных мер;
— закрепления полномочий капитана порта в части обеспечения транспортной безопасности акватории порта по предотвращению и прекращению незаконного нахождения и передвижения судов и плавсредств в акватории морского порта, а также совокупность мер, которые он может применять при возникновении таких ситуаций.
С целью обеспечения транспортной безопасности акваторий морских портов Минтрансу России также предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих предоставление капитанам морских портов полномочий в области применения административного права по ст.11.15.1 КОАП РФ для принятия мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов (плавсредств) в акватории морского порта.
2. Представителями ФГБУ «АМП Черного моря» в целях определения единых требований к обеспечению режима в морских пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и обеспечению пропускного режима на объектах транспортной инфраструктуры, входящих в пределы соответствующих морских пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, соответствующим ФОИВ предлагается устранить коллизии между законодательством РФ в области охраны государственной границы Российской Федерации и обеспечения транспортной безопасности, в части формирования единого подхода и требований к обеспечению пропускного режима.
Данное предложение обосновывается следующим:
— в соответствии с требованиями статьи 23 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон № 4730-1) и требованиями действующего приказа Росграницы от 27.12.2010 № 451-ОД «Об утверждении правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» (далее – Приказ № 451-ОД) въезд/выезд в пункты пропуска через Государственную границу осуществляется по пропускам, выдаваемых Администрацией морского порта по согласованию с пограничными органами;
— в соответствии с Приказом № 451-ОД и сложившейся ранее практикой оформление пропусков для представителей государственных контрольных органов осуществлялось филиалами Администрации морских портов Черного моря.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Россйской Федерации от 08.10.2020 N 1638 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта» (далее – Требования № 1638) порядок оформления пропусков возложен на субъекты транспортной инфраструктуры — владельцев объектов, и устанавливается планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
3. Представителями Минтранса Республики Крым и ГУП РК «Крымские морские порты» предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в подпункт 9 части 3 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих установление портового сбора на обеспечение транспортной безопасности не только в акватории морского порта, но и на гидротехнических сооружениях, а также внесение изменений в антимонопольное законодательство РФ, которые позволили бы включить расходную часть на обеспечение транспортной безопасности в размер тарифов за оказываемые предприятиями услуги.
Отмечено, что с целью выполнения требований законодательства РФ в части оснащения ОТИ (Евпаторийский торговый порт, Ялтинский торговый порт, Феодосийский торговый порт, Керченский торговый порт, Госгидрография) сертифицированными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности проведены соответствующие предварительные работы.
По полученным расчетам (проектная, рабочая и сметная документация по оснащению сертифицированными инженерно-техническими системами и средствами обеспечения транспортной безопасности) на реализацию планов ОТБ на вышеуказанные работы составляют порядка 1 млрд. рублей. Реализовать вышеуказанные мероприятия проблематично, ввиду отсутствия финансовых средств.
4. Представителями СТИ дорожного хозяйства, водного транспорта с целью однозначного толкования требований в области обеспечения транспортной безопасности, а также с учетом особенностей технических и технологических характеристик как категорируемых, так и некатегорируемых объектов транспортной инфраструктуры (их функционирования и эксплуатации) с цеью минимизации финансовых затрат СТИ предлагается Минтрансу России внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2201 «Об утверждении требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства», постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. № 1651 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию», постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1638 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта» в части касающейся:
— дополнений положениями, предусматривающими, что в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта допускается определение единого пункта управления обеспечения транспортной безопасности для нескольких объектов транспортной инфраструктуры, принадлежащих одному субъекту транспортной инфраструктуры, а также расположенного вне объекта транспортной инфраструктуры;
— дополнений положениями, предусматривающими, что проведение досмотровых мероприятий в отношении прибывших (прибывающих) на объект транспортной инфраструктуры транспортных средств и находящихся на них физических лиц осуществляется в местах, определенных планом обеспечения транспортной безопасности объекта, и допускается с использованием переносных (мобильных) средств досмотра в местах высадки и (или) остановки (стоянки) транспортного средства на объекте транспортной инфраструктуры.
5. Представителями субъектов транспорной инфраструктуры предложено Минтрансу России рассмотреть вопрос о корректировке подпункта 16 пункта 4 Приказа Минтранса России от 11 февраля 2010 г. N 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» в части касающейся исключения из него обязанности отражать в плане сведения о порядке организации закрытой связи.
Отмечено, что понятие «закрытая связь» нормативно не раскрывается. Разделом IX постановления Правительства РФ № 969 установлены требования к функциональным свойствам технических средств связи, приема и передачи информации. Данные технические средства связи сертифицируются органом сертификации — Россвязью (аккредитованными ее испытательными лабораториями). Информация о том, что установленные требования позволяют сделать технические средства связи «закрытыми» Россвязью не представлена. В тоже время ряд контрольно-надзорных органов предъявляют к субъекту транспортной инфраструктуры требования о необходимости наличии на объекте в целях обеспечения транспортной безопасности «закрытой связи».
6. Представителями субъектов транспортной инфратсруктуры предлагается Минтрансу России конкретизировать перечень организационно-распорядительных документов, изменение или издание которых предусматривает необходимость внесения изменений в план обеспечения транспортной безопасности или иного порядка уведомления компетентного органа о произошедших изменениях.
Отмечено, что планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (приложения к ним) периодически корректируются в части касающейся внутренних организационно-распорядительных документов субъекта транспортной безопасности, различных схем, положений, порядков, изменений телефонных номеров, адресов, перечень арендаторов, обслуживающих объект сторонних организаций и т.д.
7. Представители субъектов транспортной ифраструктуры и ПТБ предлагают Минтрансу России с целью поддержания конкуренции на рынке оказания услуг по защите транспортного комплекса, минимизации затрат СТИ на указанные услуги принять поправки в Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 апреля 2015 г. № 145 с целью смягчить основания лишения подразделений транспортной безопасности аккредитации на право осуществлять деятельность по защите транспортного комплекса страны.
8. Представитель Фонда развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты Российской Федерации предложил Минтрансу России совместно с Ассоциацией «Транспортная безопасность» и Фондом «Транспортная безопасность», другими заинтересованными союзами (ассоциациями), предприятиями, организациями, при методической поддержке уполномоченной организации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации — Фонда развития профессиональных квалификаций создать совместную рабочую группу для разработки и профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта «Работник (специалист) в области транспортной безопасности» (рабочее название).
Отмечено, что Федеральным законом от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлены ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также общие условия подготовки и аттестации работников сил обеспечения транспортной безопасности (далее — СОБТ) по видам транспорта.
В соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации требования к квалификации, а также категории должностей, профессии, специальности СОБТ в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах за исключением авиационного транспорта, отсутствуют.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который существенно изменяет характер, условия контрольно-надзорной деятельности и требования к профессиональным компетенциям и квалификациям работников СОТБ, что напрямую связано с необходимостью «легализации» профессиональной деятельности СОТБ, определением квалификации по профессии, специальности и должностям.
9. Иные предложения участников Конференции требуют дополнительной проработки экспертами Фонда «Транспортная безопасность» с целью определения целесообразности их реализации при условии поддержания соответствующего уровня защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.