ТРАНСПОРТ-2015: ПЕРЕДЕЛ РЫНКОВ И ГРОМКИЕ ОТСТАВКИ

0
69

Приземление «Трансаэро»

2015 год стал испытанием для авиационной отрасли России. С рынка была вынуждена уйти вторая по величине авиакомпания страны «Трансаэро». 1 сентября на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было принято решение о прекращении поддержки авиакомпании «Трансаэро» путем выделения ей государственных субсидий и о консолидации компании с долгом в размере 250 млрд рублей в группу «Аэрофлот». Однако эта сделка не состоялась, равно как и покупка «Трансаэро» группой S7 супругов Филевых. Последняя сорвалась из-за того, что акционер «Трансаэро» Александр Плешаков не смог собрать для продажи необходимый пакет акций в 51%.

После срыва двух сделок оставалось два варианта: банкротство авиакомпании или передача акций банковскому консорциуму. 12 банков-кредиторов авиакомпании были готовы пойти на этот шаг, но 19 октября Сбербанк подал иск о банкротстве, к которому присоединился также «Альфа Банк». Росавиация одновременно с этим отозвала сертификат эксплуатанта авиакомпании с 26 октября: таким образом, «Трансаэро» уже не могла летать. Пассажиров, уже купивших билеты, до 15 декабря перевозил «Аэрофлот».

В октябре Межведомственная комиссия при Минтрансе по распределению международных частот утвердила передачу 56 из 156 международных маршрутов «Трансаэро» в виде временного допуска группе «Аэрофлот». Таким образом, 36% международных направлений авиакомпании были переданы государственной компании, чем обеспокоилась ФАС. Однако в конце года антимонопольная служба пришла к компромиссу с «Аэрофлотом».

Закрытие авиасообщения с Египтом, Турцией и Украиной

Во второй половине 2015 года российская авиаотрасль получила сразу несколько ударов, выразившихся в прекращении полетов на популярных направлениях.

Все началось 25 сентября, когда госавиаслужба Украины ввела ограничения на полеты в отношении российских авиакомпаний, среди которых «Аэрофлот» и «Трансаэро». С 25 октября ответные меры ввела Росавиация в отношении украинских авиакомпаний «Днеправиа», «Мотор Сич» и «Международные авиалинии Украины». С этого дня авиасообщение между Украиной и Россией полностью остановлено.

Уже 31 октября самолет Airbus А321 российской авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, на борту которого находилось 224 человека, потерпел крушение на севере Синайского полуострова. После трагедии зарубежные и российские авиакомпании начали облетать север Синайского полуострова с запада – ближе к Каиру либо к Порт-Саиду. 6 ноября президент России Владимир Путин согласился с рекомендацией главы ФСБ и председателем Национального антитеррористического комитета (НАК) Александром Бортниковым о необходимости временно прекратить полеты в Египет. Росавиация предписала российским авиакомпаниям приостановить регулярные, чартерные и транзитные рейсы в Египет с 6 ноября до особого указания «в связи с реальными угрозами совершения актов незаконного вмешательства в деятельность российских авиакомпаний».

17 ноября на встрече с президентом Владимиром Путиным глава ФСБ Александр Бортников подтвердил, что катастрофу борта авиакомпании «Когалымавиа» в Египте можно квалифицировать как теракт. По словам руководителя спецслужбы, бомба иностранного происхождения была заложена в самолете, ее мощность составила 1,5 кг в тротиловом эквиваленте.

24 ноября, истребитель F-16 ВВС Турции сбил российский военный самолет, который, по мнению турецкой стороны, нарушил воздушное пространство Турции. Президент России Владимир Путин назвал атаку турецких ВВС «ударом в спину», а Минобороны России представила доказательства неправомерности действий турецкой стороны. После военного инцидента президент России Владимир Путин подписал указ, ограничивающий чартерное сообщение с Турцией. В связи с финансовыми потерями, которые несут авиакомпании в связи с закрытием авиасообщения с тремя странами, правительство рассматривает обнуление НДС на внутренние авиаперевозки в 2016 году, что могло бы сохранить авиакомпаниям до 20 млрд рублей.

Конфликт МАК и Росавиации

Скандал вокруг Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и Росавиацией в связи с сертификацией самолетов Boeing 737, начался 5 ноября, когда МАК опубликовал сообщение об отзыве сертификата типа Boeing 737 на своем сайте. Соответствующие уведомления были направлены в Росавиацию и Федеральную авиационную администрацию США (FAA). На совещании в Росавиации 6 ноября руководитель ведомства Александр Нерадько заявил, что МАК не может остановить эксплуатацию Boeing 737 в российских авиакомпаниях, а решение авиарегистра МАК об отзыве сертификата связано с авиакатастрофой Boeing 737 в Казани в 2013 году, но акта расследования авиационного происшествия МАК еще не представил.

26 ноября правительство передало полномочия МАК по сертификации авиатехники Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации «для совершенствования системы государственного управления гражданской авиацией». Таким образом, в ведении МАК, возглавляемым Татьяной Анодиной, матерью акционера «Трансаэро» Александра Плешакова, осталась функция расследования авиационных происшествий.

 

Уход Якунина и смена топ-менеджмента РЖД

В 2015 году глава РЖД Владимир Якунин покинул свой пост, который занимал более 10 лет. 20 августа премьер-министр Дмитрий Медведев назначил на его место экс-первого заместителя министра транспорта России Олега Белозерова.

Белозеров – выпускник Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. До прихода в Минтранс работал в «Ленэнерго», аппарате полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе и в бизнес-структурах. В 2004 году возглавил Федеральное дорожное агентство, а в 2009 году был назначен замминистра транспорта. С 2004 года по 2012 год министром транспорта был Игорь Левитин, занимающий сейчас пост помощника президента.

После прихода Олега Белозерова на пост президента РЖД сменилось и руководство компании. Со своих постов ушли три вице-президента компании. Компанию покинули первый вице-президент Вадим Морозов, обеспечивавший общее руководство и координацию производственно-хозяйственной деятельности, вице-президент по корпоративному управлению и стратегическому развитию Валерий Решетников, вице-президент по здравоохранению и работе с общественными организациями Олег Атьков, а также один член правления – Борис Лапидус, работавший в РЖД с 2003 года. «В связи с выходом на пенсию» компанию также покинула член правления, главный бухгалтер Галина Крафт.

Белозеров пригласил в компанию Анатолия Чабунина, до 2013 года руководившего Федеральным дорожным агентством РФ. Чабунин стал вице-президентом по вопросам закупочной деятельности. Вторым неожиданным назначением стал Сергей Мальцев, который покинул пост главы одной из крупнейших железнодорожных компаний Globaltrans и стал старшим вице-президентом. Он курирует в РЖД вопросы корпоративного управления и стратегического развития. Мальцев также возглавлял Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД, где не раз высказывал свою позицию по либерализации рынка локомотивной тяги для частных операторов железнодорожного рынка.

В «дочке» РЖД «Федеральной грузовой компании» также произошли перестановки. Виталий Евдокименко, возглавлявший грузовой дивизион РЖД с 2010 года, покинул компанию. На его место был назначен представитель частного бизнеса – Алексей Тайчер, ранее занимавший должность президента железнодорожного оператора «СГ-Транс».

Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), входящий в состав РЖД в качестве маркетинго-сбытовой структуры, сменил руководителя в декабре. Елена Кунаева, возглавлявшая ЦФТО с 2008 года, покинула свой пост. Теперь в железнодорожной монополии функции главы ЦФТО будет совмещать вице-президент по коммерческой деятельности РЖД Салман Бабаев.

 

Внедрение «Платона»

В сфере автомобильных грузоперевозок знаковым событием стало внедрение системы взимания платы за проезд грузовиков массой более 12 тонн. Система заработала в России 15 ноября. Оператором, взимающим плату с владельцев грузовиков за пользование дорогами, является частная компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС), которая принадлежит Игорю Ротенбенгу и дочерней компании «Ростеха» – «РТ-Инвест». Денежные средства с оплаты за проезд по федеральным трассам направляются в 100% размере в дорожный фонд, подчеркивал на пресс-конференции в декабре президент Владимир Путин.

Плата за проезд вызвала протесты дальнобойщиков в ноябре. Вопросы у автоперевозчиков вызывали выбор оператора и движение денежных средств, которые взимаются за проезд. Согласно постановлению правительства, единственным разработчиком системы «Платон» была определенна «РТ-Инвест Транспортные Системы».

Сначала предполагалось, что стоимость проезда одного километра большегрузов по федеральным трассам составит 3,73 руб., но в начале ноября правительством России тариф был снижен до 1,53 руб. до 29 февраля 2016 года. В период с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года тариф должен быть увеличен до 3,06 руб. за километр. В конце ноября правительство также одобрило снижение штрафов до 5 тыс. руб. за первое нарушение и до 10 тыс. руб. – за повторное, вместо начальной суммы штрафа в размере 450 тыс. руб. за первое нарушение и до 1 млн руб. – за повторное.

В правительстве и Росавтодоре не раз говорили, что система по взиманию платы действует во многих странах, и должна действовать в России, так как пользователи инфраструктуры, которую реконструируют на средства государства, должны платить за ее разрушение.

Источник: https://rns.online/transport/Transport-2015-peredel-rinkov-i-gromkie-otstavki-2016-01-11/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.